Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
«Бог над Богом»

Гренц С., Олсон Р.


Итак, по мнению Тиллиха, Бог запределен миру, а мир запределен Богу. Бог имманентен в мире, а мир имманентен в Боге. Парадоксально, но, хотя Бог ни от кого и ни от чего не зависим, пока существует мир, он не может находиться вне его или допустить его существование вне себя. В противном случае он не был бы по-настоящему бесконечен и независим. Поэтому мир существует внутри (не в пространственном отношении) жизни Бога, а Бог — это бытие (но не сущность) мира.

Становится ясно, почему критики были недовольны позицией Тиллиха. Даже доброжелательный наблюдатель Марк Клайн Тейлор заключал: «В понимании Тиллиха трансцендентность практически ничем не отличалась от имманентности, так что многие не могли понять, какой смысл он вкладывал в понятие «инаковости» или «трансцендентности» Бога. Один из наиболее проницательных критиков Тиллиха Адриан Тэтчер пошел еще дальше, утверждая, что ему не удалось внятно сформулировать определение ни трансцендентности, ни имманентности Бога, так что порой создавалось впечатление, будто в его учении сосуществуют два разных представления о Боге.

В общем может показаться, что «Бог над Богом» на самом деле находится под и внутри всего. Конечно, это всего лишь метафорические характеристики, заимствованные в пространственном мире для описания непространственных реалий. Но как бы ни отличалось бытие как таковое или первопричина бытия от отдельных конечных предметов или их общности, оно не может быть трансцендентно в любом из традиционных значений этого слова. Это особенно верно в свете тиллиховского акцента на взаимопроникновении Бога и мира. Бог — это бытие мира. Трансцендентность означает лишь, что он не подвержен ограничениям и конфликтам, преследующим конечных существ. Он вбирает в себя эти ограничения и конфликты, а они, в свою очередь, становятся частью его жизни. Об этом Тиллих писал:

С такой тонки зрения мировой процесс имеет смысл для Бога. Он не отдельное самодостаточное бытие, которое по своей прихоти творит все, что пожелает, и спасает тех, кого захочет спасти. Напротив, вечный акт творения движим любовью, которая реализуется лишь через другого его участника, свободного принимать или отвергать любовь. Бог, если можно так выразиться, ведет все сущее к актуализации и осуществлению всего сущего. Вечное измерение всего происходящего во вселенной — это и есть сама Божественная Жизнь, заключающая в себе божественное блаженство.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz