Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
«Бог над Богом»

Гренц С., Олсон Р.


Если Бог это ответ на вопрос, заключенный в человеческой конечности, писал Тиллих, то он не может быть существом, даже высшим и всемогущим. Его следует воспринимать как «силу бытия», «силу сопротивления небытию», «бесконечную силу бытия» или, в конечном итоге, «бытие как таковое». Сила бытия, которая служит ответом на вопрос небытия, по определению, не может «существовать», поскольку «существование» — это состояние конечного бытия, сопровождающееся несовершенством и отчуждением. Небытие характерно для каждого существа, поскольку именно оно делает его конечным и создает потребность в силе, способной поддерживать его бытие. Если бы Бог сам был существом, на него бесполезно было бы возлагать надежды в попытке получить ответ на вопрос конечности. Тогда в роли Бога пришлось бы выступить чему-то иному. Это и имел в виду Тиллих, когда говорил о «Боге над Богом». Бог, представляющий собой бытие как таковое или первопричину и силу бытия, превосходит, предположительно, конечного Бога традиционного христианского теизма, где он представлен как личность.

Тиллих старался выразить трансцендентность бытия как такового, в то же время не отменяя его имманентности. Он утверждал, что бытие нельзя рассматривать как универсальную сущность этого мира, поскольку бытие как таковое выходит за рамки раскола сущности и существования, которому подвержено все, содержащее в себе элемент небытия. Это не относится к бытию как таковому, ведь оно бесконечно запредельно всему конечному. Для Тиллиха это означало, что, поскольку Бог абсолютен, бесконечен и совершенно свободен, о нем можно говорить лишь символически, за исключением констатации его тождественности с бытием как таковым. Все прочие описания и характеристики Бога чисто (а не только!) символичны.

После столь убедительного провозглашения трансцендентности Бога Тиллих обращается к божественной имманентности. Бог и мир взаимно проникают друг в друга. Все конечное — часть бытия как такового, структура и основание всего сущего. В свою очередь, Бог абсолютно и безусловно участвует во всем происходящем в качестве его первопричины и цели. Бог вбирает в себя все конечное в динамичном живом процессе. Создается впечатление, что эта «жизнь» Бога непременно вбирает в себя мир с его небытием.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz