Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Разум и откровение

Гренц С., Олсон Р.


По мнению Тиллиха, задача откровения — объединение полюсов разума. Оно восстанавливает сущностное строение разума в условиях человеческого существования, «обладая (пусть и фрагментарно) реальной силой довершить начатое». В связи с этим Тиллих определяет откровение формально как «проявление основы бытия человеческого знания». Откровение — это проявление силы, которая воссоединяет все то, что было столь трагически губительно разделено, тем самым спасая, исцеляя и превращая конфликт в гармонию. Это откровение тайны бытия, «его глубины и смысла».

Как и многие богословы XX века, Тиллих отвергал концепцию откровения, выраженного в словах и суждениях. Речь идет не о передаче информации, а о событии и переживании, которое может найти различные выражения, в том числе в природе, истории, социальных группах или отдельных людях, а также в речи. Практически что угодно может стать носителем откровения, если позволит основе бытия проникнуть в себя. Откровение не состоит из слов и учений, но всякий раз, когда глубина бытия проявляется через язык, для нас звучит Слово Божье, или откровение. Веру в устное или письменное словесное откровение Тиллих называл «главным заблуждением протестантизма».

Итак, Библия — не Слово Божье. Более того, по мнению Тиллиха, «ничто, вероятно, так не способствовало ложному толкованию библейского учения о Слове, как отождествление Слова с Библией». «Слово» — это Богоявление. Для Библии же Тиллих не находил места в откровении. Она «участвует» в нем в качестве документа, содержащего описание события окончательного откровения в Иисусе Христе.

Тиллих различал «актуальное» и «окончательное откровение». Первое включает в себя все события и переживания, демонстрирующие силу бытия, когда бы и где бы они не происходили. Последнее же обозначает завершающее, ни с чем не сравнимое явление целительной силы Нового Бытия, на которое указывали все остальные события и переживания откровения.

Главное отличие христианства от других религий заключается в том, что оно якобы «основывается на откровении Иисуса Христа как на окончательном божественном откровении». Разумеется, оно не может доказать истинность своих притязаний. И все же Тиллих предпринял попытку показать, что это событие откровения — явление в конкретной исторической личности универсальной целительной силы Нового Бытия — окончательно и не имеет равных, поскольку именно оно исцеляет или спасает разум, преодолевая вспыхивающие в нем конфликты. Это и есть ответ на вопрос об откровении, возникающий в связи с устройством разума в условиях человеческого существования. Экзистенциальные конфликты разума может разрешить только сила, одновременно универсальная и индивидуальная, абсолютная и относительная, сила, отрицающая конечность и в то же время хранящая ее. Только такая реальность может исцелить разум, восстановив сущностную гармонию его полюсов.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz