Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Разум и откровение

Гренц С., Олсон Р.


Будучи существом, полностью подчиненным Богу, конечным человеком, полностью принесшим себя в жертву бесконечному и в то же время сохранившим свою индивидуальность, Иисус Христос выдержал двойное испытание на окончательность откровения. Своей жизнью и смертью он явил силу самоотречения, символизируя собой смертного человека, не претендующего на совершенство. Приносящее себя в жертву конечное существо побеждает демонические противоречия экзистенциального отчуждения и устанавливает истинную теономию, которая отменяет как автономию, так и гетерономию, сохраняя истину, заключенную в них обеих. Эта сила самоотречения, или Нового Бытия, и есть Христос.

Иисус был смертным человеком, который, как считают христиане, стал Христом, принеся себя в жертву. Он сделал это, потому что сумел устоять против искушения, с которым неизбежно сталкиваются люди в условиях конечного существования — претензии на совершенство. Принеся себя в жертву Христу, Иисус из Назарета стал проводником окончательного откровения.

Для Тиллиха это означало, что всякая религия, в которой центральное место отводится Иисусу, полностью искажает христианское учение: «Христианство, которое отказывается признать, что Иисус из Назарета принес себя в жертву Иисусу Христу, — всего лишь одна религия из многих. У нее нет никаких оснований претендовать на окончательность своей истины».

Далее мы вернемся к более подробному обсуждению христологии Тиллиха. Однако явно гностический тон этого заявления нельзя оставить без комментария. Христология гностиков была скорее дуалистической, нежели докетической. Некоторые гностические секты даже требовали от своих членов проклясть Иисуса с целью продемонстрировать свое познание Христа как совершенно отдельной от него личности. (Возможно, именно этот обычай побудил Павла высказать осуждение в адрес проклинающих Иисуса [1 Кор. 12,3]). Разумеется, Тиллих не призывал к проклятиям. Тем не менее, его решимость провести четкую границу между Иисусом из Назарета и «Христом», не человеком, а силой Нового Бытия, перекликается с гностической точкой зрения.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz