Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Разум и откровение

Гренц С., Олсон Р.


Философским основанием разделения сущности и существования послужило учение Платона. Платон различал идеальный мир форм, или совершенных образов вещей, и мир конкретных вещей, которые представляют собой несовершенные копии этих форм. Тиллих переработал платоновскую онтологию для достижения собственных целей. Тем не менее, именно у Платона он заимствовал общую идею использования терминов «сущность» и «существование».

У Тиллиха существование относится ко всему конечному и падшему. Оно ограниченно и подвергается разрушению и искажению, поскольку отрезано от своего истинного бытия. Это справедливо в отношении реально существующего разума или того, что он называет «сложным положением разума в контексте существования». Падший разум утратил свою «сущностную природу», и потому страдает от конфликтов, которые не может разрешить.

По сути своей, разум трансцендентен. Это «структура разума, которая помогает ему постигать и преображать реальную действительность». Она включает в себя способность разума к логическим размышлениям и поиску средств для достижения той или иной цели. В конечном итоге сущность человеческого разума зависит как от рационального устройства вселенной («логоса бытия»), так и от соответствия между ней и строением самого разума. Итак, разум сам по себе нельзя назвать конечным. Это совместная деятельность вселенной и человечества, которая делает возможным познание и открытия. Следовательно, она запредельна всему конечному.

Реальный разум, или разум, переживающий трудности существования, обладает совершенно иными качествами. Как и все сущее, он ограничен и отстранен от своей истинной сущности, в связи с чем нередко возникают конфликты. Это отчуждение проявляется в противоположных полюсах разума, которые взаимосвязаны, но в условиях существования вступают в конфликты и противоречия — например, автономия и гетерономия, релятивизм и абсолютизм, формализм и чрезмерная эмоциональность. Путем тщательного анализа этих противоположностей Тиллих пытался показать, что хотя сам разум не в силах разрешить возникающие конфликты, они продолжают взывать о примирении. Тиллих заключал, что конфликты, вызванные этими противоположностями, неизбежно ведут либо к отчаянию и утрате веры в истину как таковую, либо к поиску откровения, «поскольку откровение предлагает неоспоримую истину, важнее которой нет — истину, вбирающую в себя риск и неопределенность каждого значительного акта познания, но, принимая, она в то же время превосходит их».Иными словами, разум нуждается в спасении или исцелении. Сам он не в силах исцелить себя, и потому обращается к силе, способной вернуть ему утраченную сущность и сделать совершенным.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz