Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Метод корреляции

Гренц С., Олсон Р.


Итак, метод корреляции это форма фундаментального богословия, пришедшая на смену естественному богословию. Подход Тиллиха позволил заменить доказательства существования Бога, традиционно составлявшие значительную часть естественного богословия, вопросом о Боге, заложенным в человеческое существование, исследуемое онтологией.

В центре метода корреляции находятся вопросы и ответы. Вопросы поднимаются философией после тщательного изучения человеческого существования. На этом первом этапе богослов должен выступать в роли философа. Второй этап чисто богословский, поскольку на нем богослов обращается к символам божественного откровения за помощью в формулировке ответов на вопросы человеческого существования, на которые не может ответить философия. Задача богослова на обоих этапах заключается в том, чтобы установить правильное соотношение вопросов и ответов. Ответы, предлагаемые богословием, должны быть заимствованы из откровения, но выражены в такой форме, которая была бы понятна современному человеку, озабоченному вопросами своего существования. Задача богослова истолковать содержащиеся в откровении ответы так, чтобы они не утратили первоначального христианского содержания и в то же время сохранили связь с вопросами, волнующими современного светского человека.

По мнению Тиллиха, понятие «Бог» является главным примером того, как действует метод корреляции:

Бог — это ответ на вопрос, заложенный в ограниченности человеческого существования. Однако если понятие Бога появится в систематическом богословии в соотношении с угрозой небытия, присутствующей в нашем существовании, Бога следует считать бесконечной силой бытия, предотвращающей опасность небытия. В классическом богословии это и есть само бытие.

Этот метод лег в основу «Систематического богословия». В первой части Тиллих проанализировал природу человеческого разума в условиях его земного существования и обнаружил, что оно содержит в себе вопрос, затрагивающий нечто запредельное разуму и в то же время помогающее ему достичь совершенства. Таким образом, сам разум, исследуемый онтологией, ищет в откровении ответы на свои вопросы. Затем Тиллих переходил к толкованию божественного откровения, содержащего в себе ответы на вопросы, поднятые разумом. Тот же алгоритм используется и в других четырех частях «Богословия».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz