Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Метод корреляции

Гренц С., Олсон Р.


Свой метод корреляции, который «разъясняет содержание христианского вероучения через экзистенциальные вопросы и богословские ответы во взаимной зависимости», Тиллих предложил в качестве альтернативы трем другим методам. Первый, «сверхнатуралистический», используется многими протестантскими богословами. Для Тиллиха он был неприемлем, поскольку в нем не учитываются проблемы и вопросы («ситуация») людей, к которым обращено учение и которые хотят иметь возможность понять и принять истину Божьего Слова. Но, по мнению Тиллиха, «человек не может получить ответ на вопрос, которого он не задавал».

Очевидно, что здесь Тиллих имел в виду как фундаментализм, так и бартовскую неоортодоксию. Разумеется, консервативные богословы могли бы возразить: «Что если люди из-за своей греховности так и не зададут нужного вопроса?» Тиллих же считал, что все нужные вопросы уже заложены в самом человеческом существовании.

Столь же неприемлемым для Тиллиха был «натуралистический» или «гуманистический» метод, полностью противоположный первому. Его сторонники пытаются найти ответы на богословские вопросы в естественном человеческом состоянии. В соответствии с этим методом, типичном для большей части либеральных богословских учений, «все было сказано человеком и ничего человеку». Тиллих обвинял сторонников гуманистического метода в пренебрежении разобщенностью, свойственной человеческому существованию, и в том, что откровение (содержащее ответы) иногда обращено к людям, а не звучит из их собственных уст.

И, наконец, Тиллих отвергал «дуалистический» метод, соединявший в себе сверхъестественное с естественным. В этом случае его критика была обращена против традиционного естественного богословия, распространенного в католицизме со времен Фомы Аквинского. Оно предлагает два вида богословских ответов полученные из наблюдений за природой, например, существование Бога, и требующие сверхъестественного откровения. Недостаток этого метода заключается в его попытке вывести ответ (Бог) из формы вопроса. Вместо него Тиллих предложил метод корреляции, который побуждал естественное богословие к анализу человеческого существования, а сверхъестественное к ответам на заложенные в нем вопросы.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz