Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Трансцендентность человеческого духа. Новое католическое богословие

Гренц С., Олсон Р.


Феминистские учения о Боге и Христе демонстрируют внутреннюю слабость методологии. Окончательный вариант их переработки не имеет ничего общего с классическим христианством. Поскольку любая иерархия считается патриархальной, а патриархальность — это зло, Бог (или Бог/иня) не может быть Отцом или даже просто Родителем. Поскольку дуализм имеет мужскую направленность и неотделим от отношений угнетения/подчинения, Бог (Бог/иня) и мир не могут быть абсолютно различны. Элизабет Ахтмайер, известный библеист и богослов, утверждает, что отождествление Бога или Бог/ини с миром в конце концов приведет богословие феминизма к исповеданию религии, совершенно отличной от христианства, если, конечно, это уже не произошло:

Ни одна религия в мире не сравнится по древности с имманентным отождествлением Бога с его творением. Оно лежит в основе всех нехристианских религий, кроме ислама. Если же церковь заговорит на языке, скрывающем священную инаковость Бога по отношению к творению, тем самым она откроет путь к искажению библейской веры в трансцендентного Бога, действующего в мире исключительно Словом и Духом. Поклонники Матери Богини в конечном итоге поклоняются не Творцу, а творению и самим себе.

Богословию феминизма предстоит заново открыть для себя трансцендентность как в методологии, так и в учениях о Боге и Христе, если его сторонники хотят оставить глубокий позитивный след в христианском богословии.

Трансцендентность человеческого духа. Новое католическое богословие

Вопрос трансцендентности и имманентности занимал католических богословов нисколько не меньше, чем их протестантских коллег. Они предложили весьма оригинальные и продуктивные пути решения этой дилеммы. На рубеже веков возникла новая католическая школа богословской мысли, получившая название «модернизм». Ее ведущие представители проводили критический анализ Писания, подвергали сомнению наиболее строгие церковные догматы и призывали к более серьезной адаптации католического богословия к современным культурным условиям. Это учение развивалось параллельно классическому либеральному богословию в протестантизме. Подобно тому, как последнее вызвало сильную консервативную реакцию, католическому модернизму противостояло движение, известное как «интегрализм» и ставившее во главу угла чистоту великой церковной традиции и отвергавшее все попытки сблизить католичество с современной культурой.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz