Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Трансцендентность человеческого духа. Новое католическое богословие

Гренц С., Олсон Р.


Несколько пап приложили значительные усилия для уничтожения модернизма, и на протяжении десятилетий само упоминание о нем считалось недопустимым. Выразителей его идей заставили молчать и даже покинуть преподавательские посты. Богословским сообществом овладел страх. Все новое в лучшем случае представляло опасность, а в худшем считалось злом.

В 1959 году кардиналы Римско-католической церкви избрали нового папу, принявшего имя Иоанна XXIII. Несмотря на свой преклонный возраст и перспективу всего лишь промежуточного правления, Иоанн XXIII приступил к реформе церкви с целью ее модернизации. Этот процесс получил название а&ютатеМо. Главным достижением нового понтифика стал созыв нового церковного собора —II Ватиканского собора, проходившего в Риме с 1962 по 1965 год и значительно

изменившего жизнь церкви. По мнению многих, окна церкви распахнулись, впустив, наконец, свежий ветер современности. II Ватиканский собор положил начало новой эпохи в истории католической церкви во всем мире.

Среди ведущих католических богословов, принимавших участие в работе собора, следует прежде всего отметить Карла Ранера из Инсбрука и Ханса Кюнга из Тюбингена. Первый считался тогда уже патриархом католического богословия и по окончании работы собора разработал современную трактовку вероучения. Ханс Кюнг, напротив, был в глазах многих «трудным ребенком», едва успевшим заявить о себе. На волне II Ватиканского собора он попытался выступить в роли современного Лютера, призывая церковь к все более глубоким и скорым переменам. Хотя их обоих можно считать прогрессивными представителями современного католического богословия, Ранер, несомненно, отличался более консервативными взглядами.

Оба они стремились сблизить небеса и землю, не утратив при этом различия между ними. В результате каждый приложил много усилий в поисках трансцендентного в имманентности. Они полагали, что подход традиционного католического богословия к решению этой задачи был слишком дуалистичен, отделяя сверхъестественное от естественного, благодать от природы, а трансцендентность от имманентности. Каждый из них по-своему пытался преодолеть дуализм и надлежащим образом отразить присутствие Божьего Духа в мире.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz