Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Реконструкция христианского вероучения с позиций феминизма

Гренц С., Олсон Р.


Рутер не ограничивается критикой традиционного мужского образа Бога. Она считает его столь очевидно деспотическим, что это не подлежит обсуждению. Большинство представительниц богословия феминизма согласились бы с ней в том, что, поскольку «Бог и женщина, и мужчина, и одновременно ни женщина, ни мужчина», справедливость требует, чтобы мы говорили о божестве, используя как мужские, так и женские метафоры. Но Рутер захотела пойти дальше критики образа Бога-Отца, заявив, что любая родительская аналогия патриархальна, поскольку предполагает дуализм и иерархию: «Патриархальное богословие сравнивает Бога с родителем, желая продлить состояние духовного инфантилизма и преподнести его как добродетель, а независимость и проявление свободной воли объявить грехом».

В поисках лишенной дуализма концепции Бога Рутер обратилась к тиллиховскому понятию Бога как основы бытия, которую она предпочитает называть «первичной Матрицей» или «Бог/иней». В ее представлении Бог/иня не трансцендентная личность, а «трансцендентная матрица Бытия, которая лежит в основе и поддерживает как наше собственное существование, так и наш постоянный потенциал нового бытия». Бог/иню в равной степени не следует отождествлять ни с духом, трансцендентностью и мужской природой, ни с материей, имманентностью и природой женщины. Более того, Бог/иню нельзя отождествлять ни с человечеством, ни с природой. Напротив, Бог/иня соединяет все эти двойственные понятия в динамическое целое, так что не существует «великой цепочки бытия», на вершине которой находится Бог, а на нижней ступеньке — неживая природа. Благодаря своему единству с Бог/иней, все в окружающем нас мире обладает равными правами.

С учетом заимствования идей Тиллиха, Тейяра де Шардена и представителей богословия процесса, ясно прослеживается акцент Рутер на божественной имманентности. В ее учении нет места всемогущему свободному Богу. Но, вопреки первоначальным замыслам, ей не удалось избавить богословие от дуализма. Напротив, она создала свой собственный дуализм, противоположный тому, который она приписывает мужскому богословию. Вместо ассоциации Бога и добра с трансцендентностью, духом, свободой, могуществом и мужской природой, она отождествляет их с имманентностью, материей, безликой энергией и женской природой.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz