Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Реконструкция христианского вероучения с позиций феминизма

Гренц С., Олсон Р.


Даже Рутер и Рассел, в определенном смысле опиравшиеся на христианскую традицию, в действительности рассматривают критический принцип феминизма как высший герменевтический критерий поиска Божьего слова в прошлом. Уильям Одди справедливо заключал в отношении этого движения: «“Феминистское сознание” — это средство передачи первичного откровения, в соответствии с которым оцениваются все остальные».

Реконструкция христианского вероучения с позиций феминизма

Развитие феминистского богословия достигает своей высшей точки в полном пересмотре традиционных христианских учений и символов. Энн Карр выразила чувства всех представительниц богословия феминизма, заявив, что «истинность богословских формулировок оценивается по их практическому воздействию», а значит, учитывая историю подавляющего воздействия христианских учений и символов, они нуждаются в радикальном пересмотре и новом толковании.

Первый догмат, подлежащий преобразованию, это учение о Боге. Рутер считает, что эта главная христианская идея находится под влиянием мужского дуализма, основанного на образах патриархального общества. Дуализм разделяет реалии, которые должны находиться в единстве, и противопоставляет их друг другу в иерархическом порядке добра и зла, господства и подчинения. Признавая, что мужчины не имеют дурных качеств, которых нет также и у женщин, Рутер настаивает на их явной склонности к внутреннему и социологическому дуализму, отсутствующему у женщин. Поскольку в богословии всегда господствовало мужское мышление, для него характерен целый ряд дуалистических категорий, служивших для порабощения женщин и лишения их человеческого достоинства, в том числе природа—дух, трансцендентность-имманентность, душа—тело, сотворение-искупление, мужчина—женщина, добро-зло.

С точки зрения Рутер, дуалистический подход привел к отождествлению женщин с низшей природой, а мужчин с высшей. Следовательно, женщина ассоциируется с материей, телом, сотворением, имманентностью и злом, а мужчина, напротив, с духом, душой или разумом, трансцендентностью, искуплением и добром. Поскольку богословский дуализм имеет для женщин весьма пагубные последствия, его необходимо искоренить, начиная с учения о Боге.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz