Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Бог как абсолютная личность

Гренц С., Олсон Р.


Ранер написал несколько трактатов, посвященных учению о Троице, в том числе книгу, озаглавленную просто «Троица» (1974). Вероятно, его наиболее ценным вкладом в современные исследования этой темы и, определенно, самой актуальной для нашего разговора о трансцендентности и имманентности стала идея, получившая название «Правила Ранера»: «“Икономическая” Троица есть Троица “имманентная”, и наоборот».

В тринитарном богословии принято различать тройственную деятельность Бога, направленную за пределы его самого в историю — икономическую Троицу, и вечную тройственную природу самого Бога — имманентную Троицу. Ранер считал, что на протяжении долгой истории христианского учения о Троице эти два аспекта постепенно разделились настолько, что богословы стали изучать взаимоотношения между ипостасями Троицы в отрыве от их исторической деятельности по спасению человечества.

Некоторые из них предположили, например, что любая из ипостасей Троицы, а не только Сын, могла бы воплотиться в человеческом облике, и действия Троицы в мире совершаются одновременно всеми ее ипостасями. Ранер решительно отвергал эту идею. Она ошибочно отделяет Бога-в-себе от истории, а воплощение теряет всякую связь с внутренним бытием Бога, на которое оно в этом случае не оказывает никакого воздействия. Как следствие, не может быть и речи о подлинном историческом общении Бога со своим творением.

И вновь Ранер выступил с резкой критикой экстринсицизма и ложного дуализма в данном случае проявившихся в традиционной склонности богословов к разделению имманентной и икономической Троицы. Он предупреждал о безосновательности любых утверждений о взаимоотношениях ипостасей Троицы (имманентной Троицы) в отрыве от характера Бога и его участия в истории, а также о том, что икономическую деятельностьтрех ипостасей в истории, нацеленную на наше спасение, необходимо рассматривать как подлинное присутствие имманентной Троицы.

Но в связи с этим возникает вопрос о постоянстве Бога. Если икономическая Троица и есть имманентная Троица и наоборот, не меняется ли Бог в процессе развития своих отношений с человеческой историей? Учение об имманентной Троице, несмотря на все его недостатки, должно было предотвратить растворение Бога в истории. Ответ Ранера был, как всегда, неопределенным: «Бог может принять облик чего угодно. Тот, кто неизменен в себе, может сам подвергнуться изменениям в чем-то еще».52 Божье творение — особенно человеческие существа — созданы Богом таким образом {ро1епйа оЬоеШепИаИз), чтобы служить достойным проводником его собственного становления в самовыражении. Творение это «грамматика возможного самовыражения Бога». Опустошаясь через восприятие человеческой природы, Бог переживает становление, не претерпевая изменений.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz