Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Абсолютный Спаситель

Гренц С., Олсон Р.


Именно так, по мнению Ранера, следует трактовать постоянство Бога с диалектических позиций. Во взаимоотношениях со своим творением Бог остается верен себе, не будучи статичен. Бог сам реализует потенциал, заложенный им в себе и в творении, так что он не теряет своей индивидуальности, а мир не становится Богом. Но развитие их отношений друг с другом сопровождается процессом становления их обоих. Они вместе творят историю, при этом не сливаясь друг с другом.

У Ранера имманентная Троица и икономическая Троица соединяются в историческом событии воплощения, кульминации божественного становления. В Иисусе Христе Логос, вторая ипостась Троицы, стал человеком. Такого рода становление не могло не затронуть внутреннее бытие триединого Бога. Воплощение ознаменовало собой подлинное присутствие Бога в истории. Но и в этом событии Бог остался самим собой. Становление произошло через нечто иное, то, в чем он опустошил себя, сделав его частью своей личности.

Для дальнейшего разъяснения этой идеи нам необходимо познакомиться с учением Ранера о воплощении.

Абсолютный Спаситель

Как и следовало ожидать, учение Ранера о личности Иисуса Христа называется «трансцендентной христологией». Оно исследует трансцендентные предпосылки появления именно такого Богочеловека, или абсолютного Спасителя, каким, по заявлениям христиан, был и остается Иисус из Назарета. Ранер задавался следующим главным вопросом: «Можно ли рассматривать нечто, подобное абсолютному Спасителю или Богочеловеку... идею, понятную лишь отчасти в отрыве от вопроса о том, нашла ли она свое воплощение и как это произошло?» Ответ на этот вопрос у Ранера был положительным. Исследуя трансцендентный опыт человечества, он заключал, что исторические поиски Богочеловека составляют один из основных типов человеческой деятельности.

Но можно ли назвать Иисуса Христа абсолютным Спасителем, это уже другой вопрос. Хотя трансцендентная христология не может представить бесспорные доказательства этого факта, она находит точку соприкосновения антропологии с христианской верой в Иисуса как Спасителя мира. Окончательным обоснованием заявлений о том, что Иисус и есть абсолютный Спаситель, Ранер считал историческое сочетание самосознания Иисуса и его воскресения. Иисус утверждал, что носит в себе «новую, ни с чем не сравнимую близость Бога. Она неотделима от него и в конце концов восторжествует».57 Эту близость Иисус называл «приближением и наступлением Божьего царства», предоставляя людям возможность принять или отвергнуть явившегося в нем Бога. В связи с этим Ранер заключал:

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz