Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Бог как абсолютная личность

Гренц С., Олсон Р.


Ранер признавал, христианское учение creatio ex nihilo. Но для него это еще не означает веру в наличие временной точки отсчета мировой истории. Он использовал это учение для характеристики отношений Бога с миром: все, что не является Богом, находится в полной зависимости от Бога. Для Ранера основным элементом здесь был тот факт, что «Бог не попадает в зависимость от мира, оставаясь свободным от мира и укорененным в самом себе».

Это утверждение автоматически исключает пантеизм и панентеизм в богословии Ранера. Как же тогда объяснить обвинения в опасном перевесе имманентности? Георг Васс, например, основывает свои упреки на неспособности его философского богословия отделить Бога от мира. Это, в частности, дает о себе знать, по мнению Васса, в его критике дуализма и признании наличия доли истины в пантеизме.

Учение Ранера о Боге в большой степени является протестом против дуализма, равно как его учение об откровении стало протестом против экстринсицизма. Обе доктрины неразрывно связаны между собой. Несмотря на убедительные аргументы в пользу трансцендентности Бога, содержащиеся в его толковании учения о сотворении мира из ничего, он предупреждал, что его не следует трактовать с дуалистической точки зрения. Между Богом и миром существует иное различие, нежели между двумя категорическими (конечными, частными) реальностями. Бог, который живет и действует как одна личность рядом с множеством других — даже рядом с целым миром — это лже-Бог. Ранер утверждал, что «различие между Богом и миром установлено последним и заключается в отличии мира от Бога. По этой причине он установил теснейшее единство непосредственно в разделении».

Васс называет это утверждение «трудно переводимым». Очевидно, Ранер хотел сказать, что источник различия между Богом и миром находится в самом Боге, и потому это различие не абсолютно. Элементом истины в пантеизме Ранер считал тот факт, что Бог — абсолютная реальность, основа и высшая цель всего сущего. Ничто не может существовать независимо от него. В свете его более ранних заявлений о свободе и независимости Бога от мира мы не должны видеть ничего дурного в его предостережениях против дуализма, под которым Ранер, вероятнее всего, имел в виду деизм, а также в его признании доли истины, содержащейся в пантеизме. Ясно, что в представлении Ранера Бог и мир сосуществуют в условиях «единства в различии» и «различия в единстве», определенных свободной волей Бога, в которых он сохраняет свою независимость от творения. В этом смысле ему удавалось поддерживать точное равновесие между трансцендентностью и имманентностью.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz