Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Бог как абсолютная личность

Гренц С., Олсон Р.


И, наконец, Ранер выделял высший тип откровения в абсолютном смысле этого слова. Непревзойденной кульминацией всякого откровения он считал Иисуса Христа, поскольку именно в нем мы находим воплощение Бога. В качестве абсолюта Иисус Христос определяет критерий толкования всемирной истории откровения. Но и здесь Ранер отрицает абсолютный разрыв с остальными типами откровения. Воплощение Бога в Иисусе Христе — это просто высшая точка его самовыражения, наиболее реальное опосредованное присутствие Бога в человеческой истории и опыте. По мнению Ранера, вся история вселенной, включая эволюцию, содержит в себе начатки абсолютного самовыражения Бога, которые реализуются в воплощении. Даже богочеловеческая реальность Иисуса Христа для него не гром среди ясного неба. Это тоже реализация самотрансцендентности творения, точка омега, к которой стремится все сотворенное Богом. Тем не менее, она дает нам возможность отличать частное и формальное откровение от универсального и неполного исторического откровения.

Бог как абсолютная личность

Мы уже показали, что у Ранера Бог совершенно таинственен. Бог — абсолютная тайна для естественной человеческой трансцендентности и священная тайна для сверхъестественной трансцендентности. Даже с помощью сверхъестественной экзистенциальное™ люди способны познать Бога только как таинственную и неопределимую священную конечную точку их трансцендентности. Бог имманентен человеческому опыту как трансцендентная тайна, непостижимая, несмотря на свою абсолютную близость.

Но что еще можно сказать о Боге? Ранер не уделял особого внимания систематическому анализу качеств Бога, но во многих его работах можно найти долгие, сложные и подробные рассуждения о взаимоотношениях Бога с миром. Здесь нам удалось затронуть всего несколько ключевых моментов — личность Бога, его отношения с творением и его триединство.

У Ранера бесконечность Бога не вызывает сомнений. Будучи бесконечным, Бог никогда не бывает объектом человеческого анализа, и к нему ни в коем случае нельзя так относиться. Поэтому его нельзя рассматривать как индивидуума. И все же он личность, как бы сложно нам ни было это принять. Личностный характер творения невозможно вывести из обезличенной реальности. Безликое порождает безликое, только личность порождает личность. Однако личность Бога одновременно аналогична и совершенно запредельна человеческой личности. Иными словами, Бога нельзя отождествлять ни с человеческой, ни даже с ангельской личностью, каким бы величием они не обладали. В конечном итоге утверждение, что Бог — это личность, хотя и необходимое, должно остаться открытым для «невыразимой тьмы священной тайны». Мы должны исповедовать Бога как абсолютную личность, совершенно свободную от всего остального, в том числе человека.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz