Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Категорическое откровение

Гренц С., Олсон Р.


Ранер определял категорическое откровение как самовыражение Бога, котороене содержится как трансцендентная данность в духовном бытии человека, а скорее носит характер события. Оно имеет форму диалога, и в нем Бог говорит с человеком, открывая ему то, что невозможно познать где-либо иначе, через необходимую взаимосвязь реальной действительности с Богом в трансцендентности человека?6

Категорическое откровение позволяет человеку познать внутреннюю реальность Бога, которая недоступна трансцендентному откровению. Она включает в себя личный характер Бога и его свободные взаимоотношения с духовными созданиями.37 Категорическое божественное откровение имеет место на протяжении всей истории человечества, в любой культуре, где люди, благодатью Божьей, реализуют свою естественную и сверхъестественную трансцендентальность и достигают рефлексивного познания Бога.

Каждая религия — это попытка добиться именно такого результата. Поэтому Ранер считал, что «во всех религиях есть отдельные моменты удачного посредничества... когда сверхъестественная трансцендентная связь человека с Богом через божественное самовыражение становится саморефлексивной».38 В такие моменты люди, исповедующие любую религию или не исповедующие никакой, становятся анонимными христианами. Но из-за человеческой порочности каждое такое событие откровения остается неполноценным и неотделимым от заблуждения.

Поскольку универсальное категорическое откровение ограниченно и нередко ошибочно, Ранер заявлял о существовании второго, высшего типа категорического откровения, которое он описывал как «публичное, формальное, конкретное, совместно составляемое откровение». Под этим он понимал ветхои новозаветные пророчества, положенные в основу христианской церкви. От универсального откровения оно отличается, скорее, по степени, нежели по виду: «Пророки выражают нечто, по существу присутствующее повсюду и во всем, включая тех из нас, кто не носит звания пророка». Следовательно, содержащееся в Библии конкретное историческое откровение — это не «гром среди ясного неба», а исполнение и завершение универсального самовыражения Бога, как трансцендентного, так и категорического.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz