Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Трансцендентное откровение

Гренц С., Олсон Р.


Поскольку это понятие, возможно, занимает центральное место в богословии Ранера, необходимо рассмотреть его подробнее. Начнем с нескольких простых определений. Майкл Бакли определял экзистенциалъность как «общий термин, используемый в отношении тех особенностей человеческого существования, которые отличают его от всех прочих способов существования». Ранер заимствовал это понятие у Хайдеггера. Всякая постоянная универсальная особенность человеческого существования, отличающая его от других созданий, и есть человеческая экзистенциальность, независимо от того, считается ли она необходимым атрибутом человеческой природы. Примерами могут служить самосознание и свобода.

Сверхъестественное не обязательно означает чудесное. Такое значение широко распространено, но этот термин имеет несколько иной смысл в католическом богословии. Оно обозначает все, что запредельно природе и не может быть включено в чисто естественную реальность. Основополагающая аксиома католического богословия гласит, что откровение, которое Бог милостиво дарует людям, должно быть сверхъестественным. В противном случае мы могли бы его заслужить, и оно перестало бы быть безвозмездным. Божий дар нельзя заслужить, ибо тогда речь уже не шла бы о благодати. В стремлении сохранить незаслуженный и безвозмездный характер благодати католические богословы подчеркивают ее внешнюю природу.

Ранер хотел преодолеть эту тенденцию, в то же время отдавая должное свободе и трансцендентности Бога в его общении с человечеством. Для этого он выделял концепцию сверхъестественной экзистенциальности. По мнению Ранера, не только люди всегда открыты Богу (potentia оЬоесИепМаНз), но и Бог неизменно возносит их в этой трансцендентной открытости. Каждое такое событие означает присутствие Бога в жизни человека. Бог открывается каждому человеку, милостиво предлагая свою благодать, так что его присутствие становится экзистенциальной составляющей нашей человечности. Без сверхъестественной экзистенциальности люди оставались бы вопросом, так и не нашедшим ответа, открытыми навстречу чему-то за пределами самих себя, священной тайной, бесконечным горизонтом, непознанным и совершенно трансцендентным. Но благодаря ей человек находит конечную точку своей трансцендентности внутри себя, ощущая личное присутствие милостивого и любящего Бога.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz