Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Трансцендентная методология

Гренц С., Олсон Р.


По мнению Ранера, объективное исследование повседневного универсального человеческого опыта, сосредоточенное на так называемых «трансцендентных моментах опыта», показывает, что людям свойственно естественное влечение к священной тайне, которую христиане называют Богом. Другими словами, Бог не чужд человеческой природе и, более того, составляет ее неотъемлемую часть как необходимое условие нашей индивидуальности. В книге «Слушатели слова» Ранер уделяет основное внимание человеческому познанию — опыту узнавания предмета таким, каков он есть, — чтобы убедиться с метафизической точки зрения, что связь с бесконечностью предваряет познание конечного предмета в качестве его необходимого условия. Чтобы дать интеллектуальную оценку предметов и явлений, необходимо рассмотреть их отдельно от себя самого и одновременно по отношению к себе. Кроме того, их следует отделить от всей остальной реальности, но изучать в соотношении с ней. Узнать предмет или явление — это значит не просто увидеть или почувствовать его, но и выйти за рамки самого себя и этого явления в процессе абстракции.

Абстракция представляет собой присущую только человеку способность к формированию понятий о предметах и явлениях. Ощутить и запомнить их способны даже животные, человек же узнает в них конкретные примеры целого класса вещей. Видя перед собой ряд существ, мы определяем их как людей или подвергаем сомнению их человечность. Ранер считает это явление уникальной человеческой способностью, несущей в себе нечто трансцендентное — связь с высшим Существом, с реальностью во всей ее полноте. Полнота реальности, которая служит необходимым условием абстракции, сама по себе неосязаема и непостижима. Она существует лишь как бесконечный горизонт, к которому люди в своей индивидуальности стремятся приблизиться.

Центральное место в работе «Слушатели слова» занимает уникальная и таинственная человеческая способность. Ранер говорит о ней, как о

способности динамичного движения духа, заложенной a priori в человеческую природу и направленной ко всем возможным предметам. Входе этого движения каждый отдельный предмет воспринимается как фактор приближения к цели, становясь частью первоначального представления об этой абсолютной широте познаваемого.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz