Богословие и богословы XX века
Трансцендентная методология
По мнению Ранера, объективное исследование повседневного универсального человеческого опыта, сосредоточенное на так называемых «трансцендентных моментах опыта», показывает, что людям свойственно естественное влечение к священной тайне, которую христиане называют Богом. Другими словами, Бог не чужд человеческой природе и, более того, составляет ее неотъемлемую часть как необходимое условие нашей индивидуальности. В книге «Слушатели слова» Ранер уделяет основное внимание человеческому познанию — опыту узнавания предмета таким, каков он есть, — чтобы убедиться с метафизической точки зрения, что связь с бесконечностью предваряет познание конечного предмета в качестве его необходимого условия. Чтобы дать интеллектуальную оценку предметов и явлений, необходимо рассмотреть их отдельно от себя самого и одновременно по отношению к себе. Кроме того, их следует отделить от всей остальной реальности, но изучать в соотношении с ней. Узнать предмет или явление — это значит не просто увидеть или почувствовать его, но и выйти за рамки самого себя и этого явления в процессе абстракции.
Абстракция представляет собой присущую только человеку способность к формированию понятий о предметах и явлениях. Ощутить и запомнить их способны даже животные, человек же узнает в них конкретные примеры целого класса вещей. Видя перед собой ряд существ, мы определяем их как людей или подвергаем сомнению их человечность. Ранер считает это явление уникальной человеческой способностью, несущей в себе нечто трансцендентное — связь с высшим Существом, с реальностью во всей ее полноте. Полнота реальности, которая служит необходимым условием абстракции, сама по себе неосязаема и непостижима. Она существует лишь как бесконечный горизонт, к которому люди в своей индивидуальности стремятся приблизиться.
Центральное место в работе «Слушатели слова» занимает уникальная и таинственная человеческая способность. Ранер говорит о ней, как о
способности динамичного движения духа, заложенной a priori в человеческую природу и направленной ко всем возможным предметам. Входе этого движения каждый отдельный предмет воспринимается как фактор приближения к цели, становясь частью первоначального представления об этой абсолютной широте познаваемого.