Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Трансцендентная методология

Гренц С., Олсон Р.


Ранер использовал трансцендентную рефлексию в качестве философского инструмента для доказательства духовности человеческой природы, под которой он имеет в виду готовность принять откровение. Человек не только часть и продукт окружающего мира; он тянется к бесконечному таинственному горизонту бытия, который христиане называют Богом. Другими словами, человеческие существа трансцендентны. Ранер утверждал, что человек выходит за рамки природы и самого себя благодаря своей способности мыслить и сомневаться. Мы не замкнуты на себе, а открыты и восприимчивы к божественному откровению. Главной задачей Ранера-богослова, потребовавшей от него максимальных усилий, было философское доказательство этого факта.

Для доказательства этой истины Ранер использовал трансцендентную рефлексию. Хотя он считал ее вполне совместимой с философским богословием великого средневекового мыслителя-католика Фомы Аквинского, он заимствовал этот инструмент прежде всего у современных философов: Канта, Марешаля и Хайдеггера. Трансцендентная рефлексия — это стремление обнаружить необходимые условия, определяющие факты. Она задается вопросом: учитывая неоспоримую реальность того или иного предмета, что должно быть реально в разуме вселенной, чтобы он мог существовать? Каковы необходимые априорные условия его существования?

Примерная иллюстрация такого способа мышления, заимствованная из физики, может помочь в понимании его более тонкого и абстрактного использования в философии. Задолго до того, как астрономы увидели планету Нептун, они доказали ее существование в солнечной системе, наблюдая некоторые несоответствия в движении Урана, объяснить которые можно было только присутствием другой планеты. Используя трансцендентный мыслительный процесс, ученые узнали о Нептуне, прежде чем увидели его в телескоп в 1846 году. То же происходит в философии: цель трансцендентной рефлексии — обнаружить предварительные условия человеческого знания и опыта или, по словам Ранера, «каково априорное трансцендентное условие возможности человеческой индивидуальности».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz