Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Трансцендентная методология

Гренц С., Олсон Р.


Поскольку этот абсолют познаваемого доступен для обычных познавательных способностей человека лишь в образе таинственного абсолютного горизонта, он должен сам открыться людям. В противном случае он сохранит свою полную таинственность, и смысл отдельных предметов и явлений так и останется неясным.

На этом этапе Ранер вводил в свое фундаментальное богословие понятие Бога. Метафизико-трансцендентные размышления о человеческой индивидуальности не предназначались для доказательства существования Бога. Его предназначение заключается в доказательстве человеческой способности вместить в себя божественное откровение. Без откровения бесконечного горизонта бытия и сознания, к которому внутренне стремится человеческая личность, все в мире потеряло бы смысл. Ранер считал свою феноменологию человеческой трансцендентности доказательством того, что человек — это не только материя, но и дух, и что открытость навстречу Богу образует глубинную сущность этой духовной природы. Ранер заключал, что «человек — это тот, кто должен прислушиваться к откровению свободного Бога, говорящего на языке людей».

Ранер называл естественную трансцендентность человечества <^епМа оЬоесИепИаУт — способностью послушания возможному откровению. Он полагал, что чисто философское трансцендентное исследование структуры человеческого опыта может обнаружить его естественную склонность к восприятию Божьего Слова. Potentia оЬоесИепИаНБ означает, что «человек — это существо, стоящее перед свободным Богом в ожидании откровения». Эта способность настолько сильна, что Ранер даже считал ее своеобразным знанием Бога, заложенным в человеческой природе. В каждом акте познания, в каждом моменте трансцендентного опыта, когда люди выходят за рамки самих себя и своего конечного мира, устремляясь навстречу бесконечному горизонту смысла, надежды и любви, они тем самым демонстрируют свое подспудное знание Бога. Это знание нуждается в систематизации и осмыслении; оно предсознательно, скрыто и порой даже отвергаемо. Тем не менее, оно не перестает быть свойственным человеческой природе знанием Бога и желанием общаться с ним.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz