Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Трансцендентная методология

Гренц С., Олсон Р.


То, что я хочу донести до своих читателей, очень просто. Во все века люди, возможно, не отдавая себя отчета, повсюду соприкасаются с неизреченной тайной человеческой жизни, которую мы называем Богом. Взирая на Иисуса Христа, распятого и воскресшего, мы обретаем надежду, что здесь, на земле, и особенно после смерти мы встретимся с Богом и станем настоящими людьми.5

Трансцендентная методология

Богословие Ранера следует трактовать как выражение его реакции на утрату божественной трансцендентности в светской жизни, хотя большинство его трудов были написаны до появления радикальных богословских движений 1960-х годов. Он ясно осознавал роль крайней имманентности как движущей силы «христианского атеизма» и «светского богословия» еще до того, как она полностью раскрылась в богословии «смерти Бога». Всю свою научную деятельность он посвятил решению проблемы соперничества между трансцендентностью и имманентностью. Эта борьба внушала богословам мысль о том, что им необходимо выбирать между величием и могуществом Бога, с одной стороны, и человеческой свободой и независимостью, с другой. Ранер так выразил глубокое убеждение, которого придерживался всю жизнь: «Дилемма “имманентности” или “трансцендентности” Бога должна разрешиться так, чтобы нам не пришлось пожертвовать ни одним из этих качеств».

Богословская методология Ранера отражает это убеждение. Он ставит своей целью показать, что повседневный универсальный человеческий опыт невозможно осмыслить без святой трансцендентной тайны под названием «Бог», а Святую Тайну Бога человек каждый день познает через свое историческое окружение. Посему ключом к пониманию богословского подхода Ранера служит его трансцендентный метод. Поскольку он носит философский характер, следует прежде всего проанализировать отношение Ранера к философии и оценку ее роли в богословии.

В отличие от Барта он, как и Тиллих, считает философию необходимым элементом решения богословской задачи. Ранер отводил ей место в так называемом «фундаментальном богословии, составляющем научное обоснование факта божественного откровения в Иисусе Христе». Иными словами, фундаментальное богословие закладывает основание догматического или систематического богословия посредством рационального обоснования веры в откровение Бога в Иисусе. Путем философских размышлений он пытается показать, что это не просто прыжок веры. Вера имеет под собой прочное интеллектуальное основание. Итак, цель фундаментального богословия — помочь христианину сочетать веру с интеллектуальной честностью.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz