Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Апологетика

Гренц С., Олсон Р.


В процессе создания богословия, лишенного обскурантизма, Рамм обращался не только к Библии, но и к великому богословскому наследию церкви, включая эпоху отцов церкви и Реформацию (а также развитие ее идей в работах таких ученых, как голландский кальвинистский богослов и государственный деятель Авраам Кайпер). Именно эти эпохи, по его мнению, были «периодами величайшего богословского творчества». Рамм видел в классическом христианстве истину, лежащую в основе самой жизни. Проблема, признавал он, заключается в том, как отстаивать позиции классического христианства в современном мире. По словам Кларка Пиннока, стоявший перед Раммом вопрос звучал так:

Может ли такой образованный и честный человек, как Рамм, осознающий факт человеческого авторства Библии, неизбежности исторической и культурной относительности, признающий ход истории как естественный процесс, придерживаться традиционных убеждений, если он действительно хочет найти решение всех этих проблем.

Итак, можно сказать, что Рамм воплощает в себе миротворчество в евангельском движении. Но этот кроткий дух не был свойственен ему с рождения, а проявился постепенно, с течением лет. Его жизнь называли одной из «моделей формирования личности евангелиста», поскольку она напоминает путешествие, которое многие из его коллег проделали от фундаментализма к тому, что Марк Лау Брансон назвал «просвещенным, вдумчивым евангельским мировоззрением». Первым шагом на пути этого паломничества стала неспособность фундаментализма, усвоенного Раммом в юности, вобрать в себя идеи, появившиеся благодаря его интересу к науке и научному методу.

Апологетика

Путь Бернарда Рамма к примирительной позиции проходил параллельно этапам его научной деятельности — от фундаментализма БИЛА до вызывающих заявлений АБСЗ (это учебное заведение является членом Союза выпускников богословских школ в Беркли, штат Калифорния). Но еще важнее то, что это путешествие отражено в его многочисленных книгах, точнее, в темах, ставших предметом его исследований. Хотя его интересы не исчерпывались ими, три главные проблемы — апологетика, Библия и наука, а также авторитетность Писания — более всего занимали его внимание. Хотя каждая из них представляла для Рамма интерес на протяжении всей его карьеры, анализ этих тем свидетельствует о развитии его идей, впрочем, всегда в рамках воспринятых им когда-то евангельских категорий. Следует отметить, что не только в своих заключениях, но и в выборе предметов исследования Рамм оставался типичным евангелистом, несмотря на споры, разгоревшиеся в евангельских кругах вокруг некоторых его работ.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz