Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Апологетика

Гренц С., Олсон Р.


С самого начала своей карьеры Рамм уделял большое внимание апологетике. Возможно, этот интерес был вызван его давней страстью к науке, за которой последовал переход к философии как к основной специализации во время учебы. Быть может, Рамм ощущал потребность примирить разум и веру в своей собственной жизни, и поэтому стремился объяснить своим читателям, что философия занимает важное место в решении христианской задачи. В любом случае его работы в типично евангельской манере свидетельствуют об интересе к примирению христианской веры с познанием.

Рамм отвергал распространенное мнение о религии как о вопросе, связанном исключительно с верой, а потому глубоко личном. Вопреки этому поверхностному взгляду, он заявил, что «ни одна из изучаемых человеком дисциплин», а к ним Рамм относил и религию, «не должна идти против истины». Он считал это необходимым шагом для христианской апологетики, которую определял как «сознательную и продуманную защиту и доказательство истинности христианского богословия. Она предполагает намеренное использование критических оценок истины, чтобы продемонстрировать реальность и правдивость того, о чем говорит христианское вероучение». Однако при этом философия становится необходимой: «Христианскому апологету приходится заниматься философией, если он подходит к истине искренне и честно, с точки зрения духа и методологии».

Хотя в основном его подход к апологетике мало чем отличался от позиции других евангелистов, он, в отличие от Карла Генри, не провозглашал заведомую правоту христианского учения. Уже в начале своей богословской деятельности Рамм избрал другой классический подход, иногда именуемый «доказательственным». Эта стратегия предполагала наличие реальных свидетельств истинности христианства (Рамм называл их «фактами»), которые может увидеть и проверить каждый, по крайней мере, теоретически.

Уже по названию ясно, что его первая книга «Проблемы христианской апологетики», выдержки из лекций, прочитанных им в Портландской Западной консервативной баптистской семинарии, была посвящена вопросам апологетики. На этом раннем этапе своей карьеры он подошел к ним с несколько агрессивной позиции. За первой попыткой через четыре года (1953) последовали дальнейшие исследования: «Типы апологетических систем» и «Христианские свидетельства протестантизма», а затем, с девятнадцатилетним перерывом, появилась четвертая работа «Бог, который изменяет мир» (1972).

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz