Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Миротворец

Гренц С., Олсон Р.


Одним из наиболее привлекательных качеств Бернарда Рамма была его способность находить выражение своей веры и рассматривать актуальные проблемы современности с богословской компетентностью и интеллектуальной честностью. Евангелистам слишком часто отказывают в интеллектуальности, исторической перспективе и понимании проблем научного сообщества, возникающих в связи с рассуждениями о вере. Бернард Рамм разрушил эти стереотипы для многих молодых христиан, которым его книги и лекции дали понять, что размышляя и говоря о вере, вовсе не обязательно отключать свой разум.™

Главным для себя Рамм считал дальнейшее развитие христианского богословия на обломках Просвещения. Он демонстрировал серьезное отношение к наследию этой эпохи и глубокое понимание радикальных перемен, произошедших тогда в интеллектуальной истории человечества, но в то же время стремился к возрождению классических христианских учений. Как следствие, он неоднократно призывал евангелистов участвовать в позитивном созидании христианской истины, избегая так называемого обскурантизма, создания препятствий на пути познания и прогресса, особенно в области научного библейского критицизма. Для Рамма граница между евангельским мировоззрением и фундаментализмом проходит именно в этой точке. «Фундаментализм, — отмечал он, — пытается отрицать последствия Просвещения», тогда как «евангелисты понимают, что историю нельзя обратить вспять». Своей личной задачей Рамм считал демонстрацию того, как христиане могут интеллектуально ответственно относиться к Просвещению — не идя на уступки, характерные для современного богословия, и не прибегая к слепой вере и излишнему рационализму фундаменталистов. Он сам неизменно являлся примером и источником вдохновения для своих коллег в решении этой нелегкой проблемы.

Его идея просвещенного христианства сделала его позицию более открытой современному богословию в отличие от многих его соратников. Он даже готов был прислушаться к доводам библейских критиков. В связи с этим он говорил: «Когда библейские критики во всем мире убедительно и практически единодушно отстаивают свою точку зрения, евангелистам остается лишь согласиться с ней». Точно так же он предостерегал своих коллег от принятия «дрянного богословия, не соответствующего никаким научным критериям, и неприятие чистого библейского богословия как недостойного этого звания».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz