Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Библия и наука

Гренц С., Олсон Р.


Для фундаменталистов такой подход, разумеется, отдавал чистым приспособленчеством. Либералы же считали его аргументы неубедительными, упрекая его в непоследовательности и неспособности довести свои идеи до логического завершения.

Основы герменевтики, используемые в работе «Христианский взгляд на науку и Писание», были заложены в ставшей популярной ранней книге Рамма «Протестантская библейская интерпретация» (1950). Ее богословская база была впоследствии изложена в работе «Конкретное откровение и Слово Божье» (1961). Формулируя главную тему всей своей научной деятельности, Рамм утверждает в первой работе: «Только вполне продуманное, осмысленное соблюдение библейских заповедей возможно в современном контексте науки, философии, психологии и религии». Такое «соблюдение заповедей» включало в себя приверженность не только традиционным принципам Реформации — например, ясности Писания (человек, желающий понять Библию, всегда сумеет постичь ее смысл), — но и принципам культурно-исторической обусловленности откровения. Последний предполагал «антропоморфность» природы Писания, которую должен признать всякий экзегет.

В работе «Его выход» Рамм применил этот герменевтический подход к конкретной библейской книге — Исходу. В этом научнопопулярном сочинении, лишенном технических деталей, автор проиллюстрировал свою промежуточную позицию между «полной капитуляцией перед современным постпросвещенческим мышлением, претендующим на звание научного», на которую, по его мнению, готовы пойти либералы, и чистым сверхнатурализмом фундаменталистов. Так, например, Рамм утверждал, что описанные в библейском повествовании чудеса «представляют собой сочетание проявления божественного могущества и естественных природных явлений, характерных для Египта».

Одна из самых сложных проблем, с которыми сталкиваются евангелисты в попытке связать библейское повествование с научными открытиями, — это вопрос о происхождении человека. В поисках ответа на него Рамм вновь занимает промежуточную позицию. Ее основы были заложены уже на ранних этапах его карьеры. В книге «Христианский взгляд на науку и Писание» он не остановился ни на отрицании геологических открытий, указывающих на длительную историю человечества, ни на чисто мифологической интерпретации библейского повествования. Вместо этого он привлекает наше внимание к тем фактам, на которые указывают и геология, и Писание.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz