Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Авторитетность Писания

Гренц С., Олсон Р.


Ближе к концу своей научной деятельности, в книге «Оскорбление разума» Рамм по-прежнему отстаивал промежуточную позицию, но еще более подчеркивая при этом богословский, а не исторический характер книги Бытия. Первые три главы он называет «богодухновенной попыткой воссоздания событий» и «богословским учением в форме повествования». Они содержат в себе размышления иудеев о сотворении мира, а также о природе и происхождении греха, записанные в виде истории. Следовательно, Адам, по его мнению, представляет собой как абстрактную личность, так и человека, который считается родоначальником иудеев и всего рода человеческого. Итак, Библия и наука в равной степени правы, если рассматривать их в нужном соотношении.

Авторитетность Писания

Наконец, последним вопросом, изучению которого посвятил себя Рамм, был вопрос о Писании, откровении и богословском авторитете. На рубеже 1950—1960-х годов он выпустил три книги на эти темы: «Структура авторитета» (1957, в следующем году вышла под названием «Структура религиозного авторитета»), «Свидетельство Духа» (1959) и «Конкретное откровение и Слово Божье» (1961). Как и его стремление найти область соприкосновения Библии и науки, этот вопрос тоже рассматривался в тесной связи с апологетикой, служа той же цели — доказательству истины христианской веры.

Как и в других аспектах своего учения, Рамм намеревался найти промежуточную позицию. В этой части богословия он стремился избежать как субъективизма либералов, объявивших религиозный опыт высшим критерием истины, так и авторитаризма. Посему наибольшим авторитетом он наделял божественное откровение (то есть в конечном итоге Иисуса Христа), пытаясь найти равновесие между богодухновенным Писанием и просвещенным читателем — между внешним и внутренним, объективным и субъективным. Для этого Рамм обращался к учению реформаторов, формулируя протестантский принцип авторитетности Библии следующим образом: «Голос Святого Духа звучит в Писании, которое является плодом богодухновенного откровения».

На этом построено и учение Рамма о Писании. Главный источник его авторитетности — Бог и его откровение — воплощается в непосредственном источнике — Писании, составленном под водительством Святого Духа. Таким образом, верховный авторитет принадлежит не книге и не Духу, а откровению (Иисусу Христу), о котором свидетельствует Библия, тогда как Дух просвещает читателя. Следовательно, Новый Завет обладает авторитетом в церкви, поскольку содержит в себе свидетельство апостолов (и близких к ним людей) об откровении Бога во Христе.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz