Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Апологетика

Гренц С., Олсон Р.


В «Типах апологетических систем» Рамм рассматривает наиболее значительные методологии как плод исходного положения и основания апологетики. Среди них он выделял апологетику, основанную на «субъективной близости», сторонники которой ориентируются на внутренний опыт благодати, переживаемый благодаря евангелию (Паскаль, Кьеркегор, Бруннер); на «естественном богословии», провозгласившем способность человеческого разума познать истину веры (Фома Аквинский, Джозеф Батлер, Ф. Р. Теннант); и на божественном откровении, исходя из принципа «вера предшествует пониманию» (Августин, современные евангелисты Корнелиус Ван Тиль и Эдвард Джон Карнелл).

В этих работах, заложивших основу его апологетики, Рамм утверждал, что христианская апологетика должна базироваться на откровении, то есть на божественном самовыражении «в творении, в природе человека, в истории Израиля и Церкви, на страницах Священного Писания, в воплощении Бога во Христе и в сердце верующего при помощи евангелия». Только такой подход, характерный, по мнению Рамма, для исторического христианства, в противоположность модернизму и либеральному протестантизму, предлагает реальное обоснование христианской веры. Этой теме посвящена его книга «Христианские свидетельства протестантизма», трактат, адресованный как критически мыслящим христианам, так и неверующим людям, «которые все еще мыслят достаточно гибко, чтобы рассмотреть дело по существу».

Важную роль в формулировке Раммом своей позиции играет проведенная им граница между самой апологетикой как доказательством правоты христианской системы убеждений, или «стратегии разъяснения правдивости христианской веры и ее права претендовать на знание Бога», и «свидетельствами» как подразделом этой дисциплины, направленным на «демонстрациюреальности христианской религии». Он считал, что эту реальность — взаимосвязь между христианством и окружающей действительностью можно продемонстрировать. Для доказательства своей правоты он использовал традиционные свидетельства исполнившихся библейских пророчеств и чудес, личные качества и воскресение Иисуса и христианский опыт верующих. Все это, в сочетании с неизменной способностью Библии «покорять человеческую душу», свидетельствует о богодухновенности Писания, так что его сверхъестественный характер служит окончательным подтверждением правоты христианства.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz