Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Человек эпохи Просвещения

Гренц С., Олсон Р.


Возвеличивание человека сопровождалось большим оптимизмом в антропологии. Просветители приписывали человечеству куда более высокие интеллектуальные и нравственные качества, чем традиционные богословские учения, католические или протестантские. Антропологический оптимизм нашел свое наиболее яркое отражение в том, как Просветители понимали роль человеческого разума в познавательном процессе.

В предшествующие эпохи божественное откровение считалось высшим проявлением истины. Задача человеческого разума заключалась в том, чтобы стремиться к пониманию истины, данной в откровении. В процессе познания богословы руководствовались словами Ансельма Кентерберийского: «Я верю, чтобы понимать». В соответствии с этим принципом, человек использовал свои мыслительные способности, чтобы доказать правоту божественной истины и примирить опыт с трактовкой вселенской драмы, предлагаемой христианским вероучением.

Теперь же человеческий разум пришел на смену данному извне откровению в качестве высшего проявления истины, ибо он сам определял, что именно может считаться откровением. Утверждение Ансельма приобрело противоположный смысл. Новый образ мышления скорее гласил: «Я верю в то, что могу понять». Привлечение разума к систематизации опыта и готовность во всем следовать его водительству, вместо того чтобы слепо принимать на веру предрассудки, навязанные извне, стало считаться главным методом познания для просвещенного человека.

Столь же оптимистично просветители оценивали нравственные способности человека. Нравственности придавалось большее значение в сравнении с догмой. В эпоху Просвещения считалось, что с помощью разума человек способен открыть для себя заложенный в нем нравственный закон и жить в соответствии с ним.

Просвещение не только возвеличило человека своими оптимистическими взглядами в области антропологии, но и полностью изменило представление о человеческой личности, существовавшее в средневековом богословии. В этом вопросе, как и во всех других, век разума опирался на достижения Возрождения. Человек утратил пассивность и созерцательность средневековых идеалов и, испытывая неудовлетворенность окружающим миром, приступил к его преобразованию. По словам Джорджио де Сантильяны, человек стал «вечным странником, который отправился в нескончаемое путешествие», для которого время ассоциировалось «уже не с бесконечным кружением небес, но со стремительным потоком».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz