Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Человек эпохи Просвещения

Гренц С., Олсон Р.


Именно эти два столетия перемен вошли в историю западной мысли под названием «Просвещение». Свой отсчет эпоха Просвещения ведет с начала семнадцатого века. Общественно-политической предпосылкой ее зарождения стало, вероятно, заключение в 1648 году Вестфальского мира, положившего конец Тридцатилетней войне, а интеллектуальной — идеи Френсиса Бэкона (1561-1626).

Бэкон стоял у истоков эпохи разума, ведь его идеи ознаменовали собой переход от Возрождения к Просвещению. Именно Бэкона можно считать первым современным ученым. Хотя Бэкон не ставил математику в центр естественного знания, как это делали некоторые его последователи, он отводил далеко не последнюю роль экспериментальному методу. Кроме того, он видел в зарождающейся науке не только путь к пониманию вселенной, но и способ властвовать над природой. В этом смысле Бэкон заложил основания современного технологического общества.

Последние годы восемнадцатого века стали, по мнению историков, завершающим этапом Просвещения. Эпоха разума пришла к своему логическому концу ко времени выхода в свет работы Иммануила Канта «Критика чистого разума» (1791), одновременно воплотившей в себе вершины мысли Просвещения и бросившей вызов многим ее постулатам. Прежде всего Кант постарался дать оценку характерному для Просвещения превосходству рациональности и эмпиризма, возвышению способностей человеческого разума и значению, которое придавалось чувственному восприятию. После внимательного изучения немецкий философ нашел эти идеи несостоятельными.

Человек эпохи Просвещения

Несмотря на расхождения в точных датах рождения и заката Просвещения, историки единодушно отмечают огромное непреходящее значение, которое эта эпоха имела для развития современной западной культуры. Опираясь на идеи Возрождения, она ознаменовала собой коренные изменения в мировоззрении, означавшие окончательный разрыв со средневековым способом мышления, и проложила путь к модернизму.

Одним из главных изменений в мировоззрении, нашедшем свое отражение в идеях Просвещения, была парадоксальная и даже, казалось бы, внутренне противоречивая трактовка человеческой личности. Просвещение возвеличило человека и его способности, поставив его в центр мироздания вместо Бога. Средневековые мыслители и реформаторы оценивали человека исключительно в связи с его ролью в истории Божьего участия в жизни своего творения. В отличие от них просветители определяли значимость Бога той ценностью, какую он имел для их собственной жизни. Таким образом, Бог переместился с небесного трона, к которому были устремлены шпили готических соборов, в мир людей.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz