Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Истоки Просвещения

Гренц С., Олсон Р.


Однако человечеству пришлось дорого заплатить за место на пьедестале. Парадоксально, но в сравнении с традиционным богословием Просвещение одновременно возвеличило и унизило человеческую личность. Мир уже не рассматривался как вселенная, где человек занимал особое положение, о чем говорили и писали мыслители Средневековья и Реформации. Ученые-просветители изображали мироздание в виде гигантского механизма, в котором человек был лишь незаметным маленьким винтиком. Утратив свое высокое положение в центре сотворенного мира, люди перестали быть венцом Божьего творения.

Истоки Просвещения

Большая перемена в мировоззрении, произошедшая в эпоху Просвещения, имела под собой прочное основание. Она стала естественным следствием различных общественных, политических и интеллектуальных факторов, благодаря которым человеческая история вышла на этот новый непростой этап. Начало XVII века в Европе было отмечено серией опустошительных военных конфликтов, известных под общим названием Тридцатилетней войны. Будучи следствием конфликтов между соперничавшими христианскими конфессиями, эти войны заставили людей усомниться в нужности доктринальных споров. Но желание подвергнуть сомнению дотоле незыблемые истины являлось результатом не только религиозных разногласий, но и двух взаимосвязанных переворотов в философии и науке.

Своим происхождением Просвещение прежде всего обязано революции в философии. Хотя корнями она уходит в споры, возникавшие еще между средневековыми богословами, настоящим инициатором этого переворота стал французский мыслитель Рене Декарт (1596-1650), часто именуемый отцом современной философии. Декарт поставил своей целью разработку исследовательского метода, который позволил бы открывать непреложные истины. В основании этого метода, по его предположению, должно лежать признание превосходства математики, столь характерное для семнадцатого века. Математическая модель получила развитие в эпоху Возрождения благодаря особому значению, которое приобрело количественное (а не качественное) измерение реальности, в частности, в работах Кеплера и Галилея.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz