Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Трансцендентность и имманентность в истории СОВРЕМЕННОГО БОГОСЛОВИЯ

Гренц С., Олсон Р.


Богословие XX века, являясь продолжением богословия XIX века, представляет собой интересный пример попытки уравновесить эти два аспекта взаимоотношений Бога с его творением. Пристальное внимание к соотношению между трансцендентностью и имманентностью облегчает понимание единства и многообразия главного богословского течения, красной нитью прошедшего через все столетие. Выражаясь точнее, важнейшие богословские идеи этой эпохи свидетельствуют о нестабильности, вызванной нарушением равновесия между трансцендентностью и имманентностью. Порой создается впечатление, что на протяжении всей истории богословия божественная трансцендентность и имманентность сами стремятся к равенству. Богословие двадцатого века являет немало примеров, когда смещение акцента в ту или иную сторону в конце концов порождает противоположную тенденцию, которая, в попытке восстановить нарушенное равновесие, переходит в другую крайность. Таким образом, желание восстановить утраченный баланс вполне может стать отправной точкой истории богословия XX столетия.

Начало этой истории не было положено в первый день нового века. Ее истоки следует искать в годах, непосредственно предшествующих и следующих за переходом календаря от 31 декабря 1900 года к 1 января года 1901. Новое столетие, разумеется, вступило в свои права с полночным ударом часов, а значит, формально богословие двадцатого века стало продолжением прежнего, оптимистичного по сути своей образа мышления, сосредоточенного на земной жизни и делавшего основной упор на божественной имманентности — активном участии Бога в жизни человечества.

Однако с точки зрения исторического развития событий, XX век начался лишь со вторым десятилетием 1900-х годов. Залпы «августовских пушек» 1914 года возвестили не только о начале Первой мировой войны. Они прозвучали как похоронный звон для ушедшего в прошлое мира XIX века. Эта страшная катастрофа принесла с собой новые интеллектуальные идеалы, характерные для всех последующих лет, ибо Первая мировая война разрушила оптимистическое мироощущение предшествующих столетий, на смену которому пришло интеллектуальное и культурное уныние, закрепившееся в умах человечества с 1914 года.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz