Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Трансцендентность и имманентность в истории СОВРЕМЕННОГО БОГОСЛОВИЯ

Гренц С., Олсон Р.


Трансцендентность и имманентность в истории

СОВРЕМЕННОГО БОГОСЛОВИЯ

В своих лучших проявлениях христианское богословие всегда стремилось найти равновесие между двумя родственными библейскими истинами — божественной трансцендентностью и божественной имманентностью. С одной стороны, Бог трансцендентен по отношению к миру. Он самодостаточен и существует независимо от мира. Бог царит над вселенной и приходит в наш мир извне. В еврейских Писаниях неоднократно говорится о том, что Бог пребывает на небесах. «Бог на небе, а ты на земле», — пишет Проповедник (Еккл. 5,1). А пророк видит Господа, «сидящего на престоле высоком и превознесенном» (Ис. 6, 1).

С другой стороны, Бог имманентен миру. Это означает, что он всегда присутствует в своем творении. Господь принимает самое деятельное участие во всем, что происходит во вселенной и в человеческой истории. Павел подчеркивал эту истину в своем знаменитом обращении к афинянам в ареопаге. По его словам, Бог «недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 27-28). В Ветхом Завете, в частности в книгах мудрости, часто говорится о Духе Божьем, который поддерживает жизнь своего творения (см. Иов 27, 3; 33, 4; 34, 14-15; Пс.103, 29-30). Сам Иисус считал естественные явления солнце и дождь, насыщение птиц и красоту цветов — делом рук Отца (Мф. 5, 45; 6, 25-30; 10, 29-30).

Поскольку Библия являет нам Бога запредельным миру и одновременно активно участвующим в его жизни, богословы во все времена сталкиваются с необходимостью найти такую формулировку христианского представления о природе Бога, которая бы уравновешивала, утверждала и удерживала в творческом напряжении божественную трансцендентность и имманентность. Равное внимание к каждой из этих истин помогает поддерживать надлежащие отношения между богословием и разумом или культурой. Отсутствие такого равновесия неизбежно приводит к серьезным богословским проблемам. Так, излишний акцент на трансцендентности может нарушить связь между богословием и культурным контекстом, в рамках которого оно развивается, тогда как предпочтение, отданное имманентности, может сделать богословие заложником той или иной общественной системы.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz