Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Философия Канта

Гренц С., Олсон Р.


Предпосылкой Кантовской революции стала серьезная эпистемологическая проблема, наследие эмпиризма, философского движения времен английского Просвещения. В центре представлений эмпириков о процессе познания находилось понятие так называемого «пассивного разума». В своей работе «Опыт о человеческом разумении» Джон Локк, отвергая главный постулат картезианской философии, утверждал, что разум — всего лишь чистый лист, пустой сосуд, не содержащий каких-либо внутренне присущих ему идей. Поэтому в познавательном процессе ему отводится пассивная роль. Посредством чувственного восприятия он получает из внешнего мира впечатления, на основе которых и формируются мысли.

На первый взгляд, эмпирическая теория кажется очевидной истиной, простым объяснением повседневного человеческого опыта. Однако плодом этой теории познания стал скептицизм Дэвида Юма, указавшего на ее несостоятельность в качестве характеристики познавательной способности человека. По его мнению, эмпирический метод не в состоянии преподать нам знания о тех сторонах объективной реальности, которые мы привыкли принимать как должное, прежде всего, о причинно-следственной связи и материи. Все, что мы имеем, — это наши восприятия, заявлял Юм. Так, наблюдая цепочку совпавших по времени событий, мы заключаем (но не испытываем на собственном опыте), что между ними существует причинноследственная связь. То же происходит в процессе познания материи, когда мы получаем представления о размере, цвете и т. п., но не о самих предметах и веществах. Наше воображение переносит эти впечатления на реальные объекты, о которых, с точки зрения Юма, мы ничего не знаем. Более того, истинная сущность предметов внешнего мира — всего лишь плод деятельности разума.

Эпистемологический скептицизм Юма имел важные последствия для религиозной веры, поставив под сомнение деизм религию, основанную на эмпирическом мировоззрении. Он доказал, что аргументы в защиту естественной религии далеко не столь убедительны, как утверждали их сторонники. Космологический аргумент, например, не доказывал существования Бога, если причинно-следственную связь нельзя познать опытным путем. Учение о бессмертии души не выдерживало отрицания концепции материи. А царящее в мире зло не позволяло надеяться на грядущее возмездие и торжество справедливости по благости всемогущего Творца.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz