Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Философия Канта

Гренц С., Олсон Р.


Крайний скептицизм Юма заставил Канта задуматься. Он сам признавал, что именно Юм пробудил его от догматической спячки. После глубоких размышлений Канту удалось объяснить ограниченность познавательных способностей человека, обнаруженную Юмом. Но, в отличие от своего британского предшественника, Кант считал, что она отнюдь не означала скептического отрицания всех метафизических концепций.

В своей «Критике чистого разума» (1781) Кант стремился найти прочное основание для метафизики. С этой целью он выдвинул смелое предположение: разум «принимает активное участие» в познавательном процессе. Знания об окружающем мире, утверждал он, не могут быть получены исключительно путем чувственного восприятия. Органы чувств лишь обеспечивают нас исходными данными, которые разум систематизирует непосредственно в ходе познания. Такая обработка ощущений (познание) возможна благодаря наличию в разуме человека неких базовых понятий, которые, подобно решетке или фильтру, задают параметры получаемых знаний.5

Среди множества базовых понятий можно выделить два главных: пространство и время. По мнению Канта, пространство и время не являются свойствами вещей. Эти две категории, как и другие формальные структуры, — часть порядка, который разум устанавливает в его мире. Хотя предметы, возможно, не существуют в пространстве и времени, по словам Канта, мы способны познавать внешний мир чувственного опыта лишь в контексте этих двух понятий.

Выдвинутая Кантом гипотеза об активном участии разума в эпистемологическом процессе требовала проведения границы между объектами человеческого восприятия («феномены») и предметами, находящимися за рамками восприятия («ноумены»). По мнению Канта, ноумен может быть либо предметом в том виде, в котором он существует независимо от познающего субъекта («вещь в себе»), либо предметом, который мы пока не имеем возможности распознать. Позже мы увидим, что категория ноуменов открыла для Канта сферу за пределами причины и следствия, в рамках которой он наделял свободой человека как активную нравственную личность.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz