Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Истоки Просвещения

Гренц С., Олсон Р.


Декарт явил себя типичным представителем зарождающейся эпохи разума, предприняв, подобно большинству великих философов того времени, попытку привнести постоянство математических формул во все области познания. Предпочтение, которое он отдавал математическим знаниям, не было произвольным. Математика, по его мнению, возникла из природы самого разума, а потому более надежна, чем эмпирическое наблюдение, способное ввести в заблуждение.

Французский философ назвал сомнение главным принципом научного размышления. Однако для него, в отличие от некоторых эмпириков следующего столетия, процесс сомнения не стал источником скептицизма. Напротив, он стал поводом для еще большей уверенности, ибо по мере того, как разум подвергает все сомнению, растет наша уверенность в существовании сомневающегося субъекта — человека, погруженного в эту деятельность. Так родился известный афоризм картезианской философии: cogito, ergo sum («Я мыслю, значит, я существую»).

Идеи Декарта оказали большое влияние на последующее развитие науки. С этого момента именно мыслящий субъект, а не божественное откровение, стал отправной точкой философии. Предпочтение, отданное Декартом разуму, поставило богословие в трудное положение. Богословам пришлось осознать необходимость выбора: признать истинность рационалистической философии и, тем самым, превосходство разума (позиция просветителей) или опровергнуть способность разума к самостоятельному познанию вечных реалий.10 Со времен Декарта внутренний голос разума зазвучал куда отчетливее, чем глас Божий, что привело к преимущественной ориентации на имманентность.

Помимо революции в философии, в основании Просвещения лежал переворот в науке, ознаменовавший собой решительный отход от средневекового мировосприятия. Главной особенностью нового мышления стали перемены, произошедшие в космологии. Толчком к ним послужили открытия Коперника, доказавшего, что Земля не находится в центре вселенной. Новые идеи в космологии означали отказ от трехуровневой структуры средневекового мировоззрения, «разместившего» Землю где-то между небом и адом.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz