Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Односторонняя экзегеза

Гренц С., Олсон Р.


Несмотря на эти и другие важные идеи, теория Бультмана всегда вызывала немало споров. Консерваторы считали, что немецкий ученый пренебрегал авторитетом Писания, и испытывали большие сомнения по поводу применения к Библии категории мифа. Конфессионалисты утверждали, что по многим доктринальным вопросам его трактовка расходится с традиционной. Янг так обобщил эту точку зрения:

По мнению Бультмана, история Израиля никак не связана с историей христианского откровения; пришествие Иисуса не было явлением в мир Мессии, он становится Христом лишь в проповеди Божьего Слова; внешняя природа божественного деяния сохраняется лишь в особом смысле; воскресение Христа — не историческое событие, последовавшее за распятием, а фактор, определяющий значение креста; и так далее.'51

Другие критики сосредоточивали внимание на его представлении о мифе, которое последующее поколение ученых сочло слишком узким.

Помимо неточностей в формулировке христианских учений и критики в адрес различных положений его теории, в глубине богословской программы Бультмана кроется значительная проблема. О ее наличии свидетельствуют три важных недостатка. Первый связан с экзегезой, второй с жизнью по вере, а третий с природой Бога.

Односторонняя экзегеза

Прежде всего, наложение принципов экзистенциализма на изучение Нового Завета излишне упростило экзегезу, и таким образом сделало подход Бультмана к богословию односторонним. Его утверждение, что новозаветная керигма по сути является экзистенциальным призывом и в то же время отражает главную тему этой части Писания, искажает наше представление о содержании библейских текстов. Многие из них не имеют отношения к вопросу человеческого существования в формулировке Бультмана, и посвящены совсем другим темам. Богословие не должно сводиться к сотериологии, как того, очевидно, требует его программа. Сам Бультман соглашался с этим замечанием, но, тем не менее, возвращался к экзистенциальной направленности в учении апостолов Павла и Иоанна, используя ее как некий «канон внутри канона».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz