Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Крест

Гренц С., Олсон Р.


Крест важен еще и потому, что он сам часть откровения. С одной стороны, он свидетельствует о положении человека в мире. Крест одновременно является откровением нашей природы и нашего греха. Глядя на крест, мы видим свою истинную сущность не такой, каковы мы теперь, но какими мы были созданы, и тогда мы понимаем всю глубину своей противоречивости. Итак, это событие показывает всю сложность нашего положения и убеждает нас, что совершенство человека недостижимо в процессе земной истории. Крест возвещает о том, что под властью греха на земле любовь обречена на страдания.

Короче говоря, крест — это божественный приговор человеческому греху. С другой стороны, это символ божественной любви и прощения грехов, «откровение Божьей любви» для тех, «кто прежде предстал пред его судом».

Нибур считал крест кульминацией библейского откровения Божьей власти над историей. Он являет нам божественную любовь, способную победить зло в человеческом сердце, и принимает на себя зло, совершенное за всю историю человечества. Таким образом, крест указывает путь к пониманию смысла истории, который заключается в любви, ибо он и есть «миф истины об идеальной любви». В то же время истина, открывшаяся на кресте, становится основанием новой мудрости, утверждал Нибур, через христианское исповедание Иисуса Сыном Божьим и вторым Адамом, что символически, по его мнению, свидетельствует о том, что Иисус открывает высшую тайну взаимосвязи божественного с человеческой историей.

В своей классической форме христианское богословие разъясняет смысл креста в учении об искуплении, являвшимся камнем преткновения для современного человека. Но вопреки тем, кто предлагал исключить искупление как «суеверный пережиток» или «совершенно недоступный пониманию артикул веры», Нибур старался проникнуть в смысл этого учения. Для него оно служило последним ключом к постижению истории. Оно свидетельствует о том, что история неспособна сама придавать себе смысл, и потому указывает на суд и милость Божью в поисках цели и смысла. Суд Божий, в свою очередь, символизирует глубокий характер истории и истинную значимость добра и зла. Милость Божья, напротив, говорит о незавершенности и порочности всех исторических событий и о божественной любви, принявшей это зло на себя.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz