Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Крест

Гренц С., Олсон Р.


Правильно воспринятые как средство выражения взаимосвязи временного и вечного христианские мифы имеют в наши дни огромное значение, писал Нибур. Одним из таких мифов он считал историю грехопадения. Как уже отмечалось, ее значимость для Нибура заключалась не в буквальном описании событий, произошедших на заре человеческой истории. Скорее, он видел в ней убедительное доказательство всеобщности греха, проистекающей из человеческой свободы и ограниченности. Итак, история грехопадения это выразительное заявление, касающееся трудностей человеческого существования на протяжении истории и в каждой конкретной ситуации.

Жизнь веры

И все же главным в христианстве для Нибура был не человеческий грех, а постепенное движение к божественному спасению, хотя контекстом для его понимания служило именно представление Нибура о грехе. Как и большинство неоортодоксов, он осуждал рационалистические попытки рассматривать спасение с точки зрения познания Бога, предпочитая описывать его с позиции жизни христианина, протекающей в потоке противоречий, неизбежно подстерегающих человека в этом мире. По мнению Нибура, вера «должна быть самоотдачей, а не умозаключением». И хотя он не отрицал возможности ограниченного рационального обоснования евангельской истины, поскольку она связана с научными и философскими истинами, полное и неоспоримое обоснование веры невозможно; ее можно только прожить.

Верить — значит реалистично оценивать опасности, грозящие человеку в этой жизни, и понимать, что победить их может только Бог. Такая вера не оставляет места для гордыни, поскольку Бог и никто другой становится для человека источником уверенности и чувства защищенности. Верой мы постигаем смысл всей нашей жизни и истории, таким образом «прикасаясь к области таинственного за пределами рационального осмысления». Но в основе таких взаимоотношений с Богом лежит его прощение, а не наша праведность.

Крест

Центральным моментом христианской веры для Нибура был крест, поскольку именно он занимает главное место в христианском благовестии. Отвергая рационалистический подход к тайне бытия, он предупреждал, что значение креста невозможно определить логическим путем, изучая видимые исторические факты. Оно различимо лишь верой, так же как неопровержимость евангелия в качестве смысла человеческой истории нельзя доказать посредством рационального анализа.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz