Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Божественная трансцендентность

Гренц С., Олсон Р.


Божественная трансцендентность

Представление Нибура о природе смысла и его познании человеком позволило ему выступить, пожалуй, с наиболее серьезной и глубоко проработанной критикой современного мышления. Он обвинял модернизм в подмене «Бога религии откровения Богом природы и разума». Современный человек забыл о своей ограниченности и тварности. В результате он утратил ощущение трансцендентного и не может «подчинить человеческую праведность трансцендентной праведности Бога».

Перед лицом современного отрицания божественной трансцендентности Нибур старался вернуть этой концепции прежнюю значимость основания для Божьего суда и преодоления противоречий человеческого существования. Проявлением трансцендентности он считал Божье царство, которое в один прекрасный день станет кульминацией всей человеческой истории. С одной стороны, только идея трансцендентного Бога и его царства, существующих вне человечества и его истории, могут судить человека, обличая его попытки самоутверждения и гордыню, будь то отдельная личность или группа людей. Христианская проповедь истинного смысла истории, проистекающая из ее Альфы и Омеги, опровергает все придуманные человеком значения, суждения и оценки истории. На любом этапе развития человеческого общества царство Божье остается для нас недостижимым идеалом.

С другой стороны, понятие трансцендентного позволяет раскрыть смысл истории уже сегодня, освещая «тьму ее внутренних противоречий», и дает надежду на окончательное и логичное завершение истории.

Выражением этой надежды Нибур считал три главных библейских эсхатологических символа, ни один из которых нельзя понимать буквально. В то же время каждый из них заслуживает к себе серьезного отношения. Обещанное возвращение Христа символизирует веру во всевластие и всемогущество Бога и в превосходство его любви. Страшный суд свидетельствует о величине пропасти между добром и злом. А воскресение предполагает, что «вечность не отменит, а, напротив, придаст смысл» многообразию временных процессов, и что у диалектики свободы и ограниченности нет человеческого решения.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz