Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Богословие как критическое осмысление практики

Гренц С., Олсон Р.


Но что означает это предпочтение? Разве бог лицеприятен? Тщательное и глубокое прочтение этой темы в богословии освобождения свидетельствует о том, что преимущество, отдаваемое беднякам, не означает, что все они безгрешны и после смерти попадут в рай только благодаря своему тяжелому экономическому положению. Более того, многие представители богословия освобождения, в принципе, не рассуждают о вечном спасении и проклятии, будучи, скорее, склонными к универсализму. Преимущество бедняков заключается в том, что, хотя Бог любит всех людей, он отождествляет себя с бедняками, открывается им особым образом и в любом конфликте встает на их сторону. Прежде всего, оно означает, что в ходе классовой борьбы Бог сражается рядом с бедняками против угнетателей и эксплуататоров, попирающих их человеческое достоинство.

Заявление представителей богословия освобождения о том, что церковь тоже должна встать на сторону бедняков, получило широкую поддержку руководства католической церкви, в том числе папы Иоанна Павла II. Разногласия возникли по поводу конкретных форм выражения этого преимущественного отношения. Действительно ли необходима вооруженная революция? Или же речь идет о чем-то менее определенном — интеллектуальном единении с бедняками и стремлении жить в солидарности с их тяжелым положением?

Различные представители богословия освобождения могут спорить по этим вопросам, но все они сходятся в одном: для церкви и каждого отдельного христианина нет другого выбора, как встать на сторону бедняков. По мнению Роберта Макафи Брауна, преданность интересам бедняков в процессе построения более справедливого общества нацелена на то, чтобы «плач бедняков был услышан прежде, чем жалобы богачей. Без этого мы никогда не увидим торжества справедливости». Именно такое деятельное сострадание, какие бы формы оно ни принимало, эта практика освобождения должны стать отправной точкой развития всякого богословского учения.

Богословие как критическое осмысление практики

Четвертая тема богословия освобождения носит методологический характер: богословие — это критическое осмысление христианской практики в свете Божьего слова. Определение, предложенное Гутьерресом, получило широкое распространение среди его соратников. Согласно ему теоретическое осмысление — второй акт, следующий за актом первым, то есть практикой.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz