Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Богословие как критическое осмысление практики

Гренц С., Олсон Р.


Для Гутьерреса богословие начинается и основывается на приверженности идее освобождения бедняков. Эта активная приверженность и есть практика. Богословское осмысление, в свою очередь, представляет собой анализ христианского участия в судьбе бедняков в контексте Божьего слова с целью очистить и поддержать его. Следовательно, богословские рассуждения никогда не бывают отстраненными, чисто теоретическими или вполне объективными. Такое представление во многом противоречит классическому богословскому методу, который часто придает этике и служению второстепенное значение по отношению к теории. Поэтому можно сказать, что Гутьеррес и его единомышленники готовят настоящий переворот в богословской методологии, включая эпистемологический разрыв с традицией. Мигес Бонино так выразил эту мысль:

Богословие в таком понимании — не попытка правильно истолковать качества и действия Бога. Наша цель — найти практическое выражение веры и деятельности, задуманной и реализованной в послушании Богу. Как и философия, по известному изречению Маркса, богословие должно оставить попытки объяснить мир и начать преображать его. ОртопраксиЯу а не ортодоксия становится критерием правоты богословского учения.

Представители богословия освобождения по-разному объясняют этот сдвиг в богословской методологии.

Одна из причин носит философский характер и связана с упомянутой ранее социологией познания. Считается, что знание никогда не бывает объективным, бесстрастным поиском истины. Всякое знание — результат столкновения человека с тем или иным проявлением общественной действительности. Следовательно, в поисках истины мы не пытаемся избежать конфликтов и обязательств, напротив, мы не боимся оказаться в самой их гуще, чтобы затем научно и критически осмыслить происходящее. Истина открывается нам не в бездеятельных размышлениях, а в осмыслении того, что уже сделано. Итак, независимо от формы знания деятельность (практика) стоит на первом месте, а размышления на втором.

Вторая причина нового подхода к богословской методологии религиозная. Представители богословия освобождения уверены, что познание Бога возможно лишь в процессе активного сотрудничества с ним в заботе о бедняках: «Познавать Бога значит творить справедливость. Иного пути к Богу нет». Таким образом, практика освобождения дает преимущество в познании личности Бога и поэтому должна предшествовать размышлению. Речь идет не о том, что богословие может обойтись без теории. По мнению Гутьерреса, с ее помощью мы оцениваем свою практику в контексте Божьего Слова, тем самым корректируя и направляя ее. При этом отстраненный критический анализ недопустим, поскольку превращает богословские размышления в сухое и безжизненное теоретизирование.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz