Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Имманентность и трансцендентность

Гренц С., Олсон Р.


Уже в 1970-х годах Коун постарался углубить свое понимание негритянского опыта как основы, наряду с Писанием, для решения задач, которые ставит перед собой негритянский богослов. Более серьезная опора на негритянский опыт означала признание Коуном (принявшим основные моменты высказанной в его адрес критики) того факта, что социальная матрица определяет форму и содержание той или иной богословской программы.

Все это в сочетании с возникшим у него интересом к другим направлениям богословия освобождения привело к тому, что Коун все чаще стал сосредоточивать внимание на общественно-политическом аспекте евангелия. Более того, он критиковал более раннее негритянское богословие за нежелание использовать общественные науки в проведении социально-экономического анализа глубоко укоренившихся источников белого расизма. Со времен этих первых попыток и Коун, и другие богословы отказались от прежнего намерения взывать к совести угнетателя и предпочли заменить наивную веру в общечеловеческую добродетель должным признанием христианского учения о грехе.

Имманентность и трансцендентность

В 1960-е и 1970-е годы негритянские богословы искали ответ на вопрос о присутствии Бога в условиях угнетения. Как следствие, для негритянского богословия стал характерен упор на имманентности Бога. В определении Джеймса Коуна это традиционное богословское понятие означает, что «Бог всегда встречает нас в ситуации исторического освобождения».

Как и другие радикальные богословы, негритянские мыслители отнюдь не стремились полностью исключить идею божественной трансцендентности. Однако они настаивали на ее переосмыслении.

Коун, например, подобно своему предшественнику Джону Робинсону, выступал против любого пространственного понимания этого термина. Он связывал трансцендентность с понятием высшей цели. Трансцендентность относится к предназначению человечества в борьбе за освобождение, «определяемое бесконечностью».68 Но, очевидно, его глубоко укоренившиеся христианские убеждения не позволяли ему довольствоваться определением, ориентированным исключительно на человека. Поэтому Коун добавлял: трансцендентность означает также, что реальность Бога как участника борьбы за свободу не ограничивается одной конкретной формой человеческого опыта освобождения.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz