Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Критическая оценка

Гренц С., Олсон Р.


Критическая оценка

Негритянское богословие сыграло важную роль в развитии самосознания чернокожих христиан в 60-70-х годах двадцатого столетия. Оно стало сознательной попыткой увязать христианское евангелие с положением чернокожих жителей Америки. Однако, помимо несомненных заслуг, следует отметить и отрицательные моменты.

Первый недостаток негритянского богословия заключался в его этноцентричности. До 1960-х годов богословы, независимо от течения, к которому они принадлежали, рассматривали свои научные изыскания как поиски истины ради человечества в целом. Негритянские богословы, напротив, открыто заявляли, что все их усилия ограничивались рамками их собственного этнического сообщества. Это было богословие чернокожих, выражавшее исключительно их интересы.

Кроме того, в негритянском богословии опыт приобрел статус богословской нормы. Оно попросту заимствовало методологию раннего либерализма. Но при этом негритянское богословие пошло еще дальше. Его нормой был не универсальный человеческий опыт, а конкретная ситуация, в которой оказались угнетенные чернокожие американцы. Как следствие, в негритянском богословии была дана совершенно новая трактовка классических понятий. Христианское повествование о спасении и богословские категории, используемые в его изложении (Бог, грех, спасение и так далее), рассматривались в политическом, социально-экономическом и весьма конкретном этническом (негритянском) контексте. Это лишало его вселенской духовной направленности, так обогатившей классическое богословие.

Но главным недостатком негритянского богословия, как и других учений, возникших в 1960-е годы, было нарушение равновесия между трансцендентностью и имманентностью. Негритянские богословы отводили столь важное место божественной имманентности, что она буквально затмила собой трансцендентность. В результате богословие приобрело исключительно односторонний характер. Проблема заключалась не в том, что негритянские богословы не имели понятия о трансцендентности. И Коун, и его коллеги широко использовали этот термин. Но их трактовка не соответствовала истине. Трансцендентность в их представлении означала всего лишь то, что Бог не ограничен рамками конкретного опыта освобождения.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz