Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Человечество как «божественный шифр»

Гренц С., Олсон Р.


Но разве это не противоречит его подлинной человечности? Ранер решительно отвергал любой намек на докетизм — учение о том, что человечность Иисуса была мнимой, всего лишь маской Бога. Иисус был таким же человеком, как все остальные, утверждал Ранер, и даже заблуждался в некоторых моментах.62 Его божественное сознание в годы становления было, очевидно, трансцендентным, а потому лишенным системности и нерефлексивным. Оно никогда не подавляло и не вытесняло его конечное человеческое сознание. Но как могло смертное творение, в данном случае человечность Иисуса, и бесконечное божество слиться в единстве личности Иисуса? В этом и заключается тайна гипостатического союза, которую людям так и не удалось разгадать. Ранер считал, что смог приоткрыть завесу этой тайны при помощи своей концепции человечества как «божественного шифра».

Человечество как «божественный шифр»

Согласно антропологии Ранера, люди — это не просто имманентные творения, замкнутые на себе и природе. Как мы уже убедились, человек трансцендентен, хотя и смертен. Трансцендентная открытость человеческой природы Богу — один из основополагающих философских фактов. С богословской точки зрения в свете воплощения следует признать, что Бог вложил в нас это притяжение к себе как потенциальную возможность собственного самовыражения. Иными словами, для достижения полноты человеческой личности необходимо воплощение. Бог — это тайна человечества, а человечество — божественный шифр. Человечество — это вопрос, а Бог — ответ. Подобно тому, как вопрос является частью ответа, а ответ — частью вопроса, выходящей за его рамки, Бог и человечество неразделимы. Так решил Бог.

«Когда Бог хочет стать тем, что не является Богом, появляется человек». Это одно из самых выразительных замечаний во всем богословии Ранера. Оно указывает, что для него целью сотворения человека, если не всей вселенной, было воплощение. Человечеству предстояло стать «божественным шифром», символом и проводником Божьего самовыражения. Поэтому воплощение не противоречит подлинной человечности, а дает ему возможность наиболее полной реализации своего потенциала. По мнению Ранера, предположение о том, что Иисус как истинный человек должен был пользоваться хотя бы частичной независимостью от Бога, в корне неверно. «Близость и удаленность, независимость и готовность в любой момент быть в распоряжении Бога прямо, а не обратно пропорциональны друг другу». Иисус Христос был радикально свободным и независимым человеком, потому что его человеческая природа максимально приблизилась к Богу в вечном единстве с Логосом в воплощении.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz