Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Абсолютный Спаситель

Гренц С., Олсон Р.


Итак, Иисус стал историческим воплощением этого последнего и самого главного божественного откровения: так он говорит о себе, доказывая справедливость своих слов воскресением. Его вечная правота и обоснованность его притязаний не должна вызывать сомнений.

В этом смысле он точно является «абсолютным Спасителем».5*

Но как быть с заявлением церкви, что Иисус был и остается не только абсолютным Спасителем мира — исполнением сокровенных человеческих чаяний, — но и воплощенным Богом? По мнению Ранера, онтологическая божественность Иисуса Христа является продолжением его роли абсолютного Спасителя. Ведь абсолютный Спаситель это не просто пророк. Только сам Бог, открываясь в благодати, может даровать абсолютное спасение. Передача человеком Божьего послания не может сравниться с реальным присутствием Бога, преобразующим и обожествляющим мир. Более того, абсолютное спасение должно быть событием жизни самого Бога.59

Правильно понять эти утверждения можно лишь в контексте представления Ранера о последнем и окончательном — абсолютном — спасении. Это спасение, к которому стремится человеческая трансцендентальность, включает в себя нечто большее, чем послание от Бога. Оно предполагает реальное присутствие Бога в самых глубинах тварного существования, преображая его благодатью в высшее единство с Богом. Речь идет о своего рода обожествлении. Абсолютное спасение приносит великий плод: «Теперь Бог и благодать Христова присутствуют в тайной сущности всякой реальности, которую мы выбираем».60 Такое единство Бога с человечеством, полностью сохраняющее их неповторимое своеобразие, не может быть делом рук обычного пророка. Если Иисус был и остается событием абсолютного спасения, о чем, по мнению Ранера, свидетельствует его воскресение, он мог быть только Богом в облике человека — Эммануилом, «Богом с нами».

Ранер признавал и отстаивал классическое христологическое учение о гипостатическом единстве, согласно которому Иисус Христос имеет две природы — божественную и человеческую. Отстаивая правоту этого учения, он использовал трансцендентные и исторические аргументы. Если Иисус действительно полностью подчинил свое сознание и волю Богу, а его жизнь, смерть и воскресение стали событиями окончательного и абсолютного спасения, он не мог быть никем иным, кроме воплощенного Бога.61

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz