Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Критическая оценка

Гренц С., Олсон Р.


Итак, для Ранера воплощение стало высшим достижением и полнотой реализации как Бога, так и человека. В нем исполнилось желание Бога найти для себя внешнее выражение, отличное от него самого. В то же время воплощение — это итог человеческих поисков абсолютного Спасителя.

Посему все на небе и на земле достигло своей полноты в Иисусе Христе.

Критическая оценка

Некоторые критические замечания в адрес богословия Ранера мы уже упомянули. Несмотря на возникшие у нас сомнения в правоте его взглядов на определенные темы, глубокое и непреходящее влияние Ранера на развитие современного богословия, в частности католического, бесспорно. Благодаря своему посредническому подходу ему удалось найти компромисс между двумя крайними точками зрения, которые угрожали и до сих пор угрожают единству церкви. Ранер установил конструктивный диалог с представителями современной мысли, неуклонно оставаясь верным богатому наследию католического богословия. Его не пугало современное предубеждение против абстрактных философских и богословских размышлений, и многим людям он вернул представление о красоте и величии способности человеческого разума приближаться к разгадке тайны Бога. Справедливо будет сказать, что именно Ранер положил начало подлинному возрождению католического богословия впервые со времен Фомы Аквинского в XIII веке.

Но каков был его подход к вопросу трансцендентности и имманентности? Удалось ли ему развязать гордиев узел, создавший столько проблем для современного богословия? К сожалению, Ранер, как и Александр Македонский в греческом мифе, не развязав узел, разрубил его. Концепции, которые он использовал в разработке нового представления о трансцендентности и имманентности, слишком неопределенны. По выражению Георга Васса, они «похожи на угрей», их просто невозможность ухватить.

И все же Ранер в равной степени подчеркивал важность трансцендентности и имманентности Бога, часто находя новый творческий подход к решению проблемы, указывающий новые направления мысли.

Многие критики отмечают неопределенность ранеровских понятий сверхъестественной экзистенциальности и единства-вразнообразии Бога и творения. Следует также проанализировать концепцию воплощения, поскольку она служит наиболее четким выражением его понимания взаимоотношений между Богом и миром. В Иисусе Христе трансцендентность и имманентность сливаются воедино. Точнее, это событие открывает сущностное единство божественной трансцендентности и имманентности.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz