Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Христология

Гренц С., Олсон Р.


В работе «Быть христианином» Кюнг дал понять, что современный подход к толкованию вероучения должен исходить «снизу». Он хотел донести христианство до своих современников не передачей им церковных догматов, а путем использования в качестве точки отсчета их собственных вопросов и опыта в попытке предложить рациональное обоснование своей веры. Этот подход католический мыслитель перенес и в свою христологию и исследовал личность Иисуса, вслед за первыми учениками проходя путь от истории жизни Иисуса до церковного исповедания его как Христа.

В таком подходе к учению о Христе нет ничего принципиально нового. Им пользовались, например, Эмиль Бруннер и Вольфхарт Панненберг. Споры велись не столько о самом методе, сколько по поводу результатов процесса. Исследованию исторической личности Иисуса Кюнг посвятил сотни страниц книги «Быть христианином». Иисус не был религиозным легалистом или революционером. Кюнг изобразил его человеком, поглощенным своим служением Богу — во благо ближнего, человеком, который называл Бога «Авва», полностью посвятив себя Божьему царству. В конце концов Бог вознес и прославил его (Кюнг четко давал понять, однако, что все это метафоры, дающие лишь отдаленное представление о том, что действительно произошло с Иисусом Христом после его смерти). Очевидно, что Кюнг считает Иисуса уникальным человеком. Учитывая то, кем он был, что он делал и какая судьба его постигла, истинный человек Иисус из Назарета стал для нашей веры «подлинным откровением единого истинного Бога». Он «представитель, посланник и помощник» Бога, «живой путеводитель к Богу-Отцу».

Но критики Кюнга ждали от него четкого провозглашения божественности Иисуса, подтверждения онтологического воплощения Бога в Иисусе, малейшего признания права Иисуса называться Богом. Этого они так и не услышали. Рассуждая о предсуществовании Иисуса, было бы уместно заявить о его божественности, однако Кюнг толкует это учение как доказательство происхождения Иисуса от Бога. Но это можно в конечном итоге сказать обо всех и вся. Создается впечатление, что Кюнг пропагандировал свой вариант теории идеального предсуществования, согласно которой Иисус существовал в разуме и воле Бога, но не в качестве второй ипостаси Троицы. В одном кратком параграфе Кюнг излагает свой современный позитивный парафраз древней Халкидонской формулы «истинный Бог и истинный человек». Он еще раз повторил, что Иисус — «заступник и помощник, представитель и посланник» Бога, а также «вечный высший образец человеческого существования». Это, по его мнению, должно противостоять «всем попыткам обожествления Иисуса».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz