Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Христология

Гренц С., Олсон Р.


Кюнг обвинял Гегеля в том, что его философская система отменяет благодатную природу взаимоотношений Бога с миром. Но в то же время он подтверждал, что христианский Бог сейчас здесь и будет с нами вечно, он далек и близок, над миром и внутри него, в будущем и настоящем. Бог ориентирован на мир: без мира нет и Бога. Намерение Кюнга уравновесить имманентность и трансцендентность Бога находит отражение в первой части этого утверждения. Но вторая часть заставляет задуматься, не поддался ли Кюнг заблуждению Гегеля, установившего слишком тесную связь между Богом и миром в ущерб им обоим.

Было бы несправедливо обвинять Кюнга в исключительном акценте на имманентности Бога. Он неустанно провозглашал трансцендентную свободу Бога от мира. Кюнг прекрасно понимает, что перевес имманентности в современном богословии привел к серьезному кризису во всех областях этой науки. Однако его одобрение таких аспектов гегелевской онтологии, как диалектическое единство бесконечности и ограниченности, незаметно вынуждает его буквально приковывать Бога к миру, тем самым умаляя благодатную природу отношений между ними.

Христология

Ни один аспект богословия Кюнга не вызывал столько противоречивых откликов за пределами Ватикана, как его христология. Даже немецкие католические епископы были недовольны ею даже больше, чем его экклесиологией. Именно христология Кюнга стала последней соломинкой, сломавшей спину пресловутого верблюда. После выхода в свет книги «Быть христианином» в 1974 году, когда у католического руководства появилась возможность оценить высказывания Кюнга об Иисусе Христе, многие поняли, что суровый приговор неизбежен.

Однако сам Кюнг считает свое богословие радикально христоцентричным. Он ставил своей целью возвращение к ранним библейским учениям и намеревался поместить эти свидетельства в самый центр христианства. Он пояснял: «Христианство основано не на мифах, легендах или сказках, и не просто на учении... но прежде всего на исторической личности: Иисусе из Назарета, в которого мы верим как в Божьего Христа». Что же тогда вызвало все эти жаркие споры?

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz