Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Критическая оценка

Гренц С., Олсон Р.


Естественно, критики обвинил Кюнга в адопцианстве и христологическом редукционизме. Эти упреки вполне справедливы, поскольку его христология может служить образцом чисто функционального подхода к воплощению, согласно которому Бог действует в человеке. Опять современный богослов пытается говорить о Боге, громко рассуждая о человечестве. Может ли Иисус быть воплощенным Богом и в то же время всего лишь его представителем? Он — образец человечества, но делает ли это его Богом во плоти? Возможно ли удержаться и не переходить Рубикон, превращая Иисуса в еще одного великого пророка, отказываясь провозгласить его Богом в реальном онтологическом смысле?

Эти и другие вопросы в конце концов заставили немецких епископов выступить против Кюнга.

Критическая оценка

Ханс Кюнг, несомненно, принадлежит к наиболее плодовитым и популярным богословам XX века. Для одних он стал символом прогрессивной христианской мысли. Для других — воплощением самонадеянного ученого-мятежника. Мало кто из людей, знакомых с ним и его богословием, может остаться безразличным. Мы уже указывали на некоторые преимущества и недостатки богословия Кюнга.

Вероятно, самой сильной его стороной следует считать апологетику, как нельзя лучше подходящую для современной светской эпохи. Немногие богословы приняли вызов, брошенный христианству атеизмом, агностицизмом и нигилизмом, с такой готовностью как это сделал Кюнг. Его знание этих светских учений поражает своей широтой и глубиной, как и его проницательная оценка их достоинств и недостатков. Он подходит к ним благосклонно и открыто, в то же время критически оценивая их внутренние противоречия и несовместимость с опытом.

Например, в работе «Существует ли Бог?» Кюнг рассуждает о роли веры в Бога в обществе, выражая свое отношение к взглядам влиятельной Франкфуртской школы общественных наук и главных выразителей ее идей — Адорно, Хоркхаймера и Хабермаса. В своем анализе он противопоставляет Хоркхаймера двум другим ученым, обнаруживая у него высокую оценку веры в Бога как необходимой основы объективной этики.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz