Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
«Историчность Бога»

Гренц С., Олсон Р.


Вторым полюсом, или источником и нормой новой «критикоэкуменической» богословской парадигмы, считается «диапазон человеческого опыта», то есть «современный мир нашего опыта со всей его неопределенностью, непредсказуемостью и изменчивостью». Помимо всего прочего, полюс опыта устанавливает необходимость критического мышления в понимании и оценке претензий на истину, подтверждает научный взгляд на природу и естественные процессы (то есть современное мировоззрение) и настаивает на терпимости и великодушии в отношениях между представителями разных религий.

Кюнг сравнивает христианское учение и критическую рациональность в работе «Существует ли Бог?». В книге «Быть христианином» он исследует соотношение между христианской верой и современным научным мировоззрением. А в работе «Христианство и мировые религии» представлен диалог с представителями крупных религиозных сообществ на тему взаимоотношений христианской истины с другими религиями. В каждом случае Кюнгу удавалось отстаивать первенство Иисуса Христа как центрального источника, или норму христианства, перед лицом многочисленных возражений и проблем, возникающих в условиях светской культуры и нехристианского окружения. В то же время он был склонен к релятивизму и даже прямому отрицанию большой части традиционного христианского вероучения в пользу нехристианских учений, претендующих на право считаться истинными.

«Историчность Бога»

Как и многих богословов XX века, Кюнга интересовала проблема дуализма Бога и мира, который он считал неотъемлемым элементом традиционного богословия, и пытался решить ее, не обращаясь к пантеизму. Иными словами, он ищет трансцендентность Бога в его имманентности. Свое учение о Боге Кюнг разрабатывал в критическом диалоге с Гегелем, о чем свидетельствует его работа «Воплощение Бога». Несмотря на свои разногласия с Гегелем, Кюнг, очевидно, в восхищении от общего представления немецкого философа о диалектическом единстве Бога и мира. Как следствие, он попытался сформулировать «постгегельянскую» концепцию Бога, которая бы одновременно сохраняла и превосходила традиционный христианский теизм и гегелевский панентеизм. Такое представление о Боге исключило бы всякие «наивно антропоморфические или даже просвещенные деистические картины Бога, созданные на основе образа сверхили даже внеземного Бога, существующего в полном отрыве от мира и человека».104 Но Кюнг пошел дальше Гегеля. Он создал новую концепцию живого Бога на основе диалектики любви, вместо гегелевской диалектики знания, и нашел «Бога в мире, трансцендентность в имманентности, вне “здесь и сейчас”».105

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz